Новости экономики и финансов
6382 | 0

Инфляция в авоське

Инфляция в авоське
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

В предновогодние дни бодрость и оптимизм летят с трибун и телеэкранов подобно брызгам шампанского: высоким должностным лицам самое время рапортовать, как здорово они потрудились в уходящем году. Однако озвученные ими цифры не выдерживают проверки действительностью.

Споры в верхах, насколько вырастет ВВП - валовой внутренний продукт, который отражает рыночную стоимость всех произведенных товаров и услуг, будет ли это 2,1 или 1,6%, далеки не только от повседневной жизни, но даже от реальных тенденций в экономике.

Это подчеркнул известный экономист Сергей Алексашенко, заявив: в наших условиях, чтобы поднять ВВП, надо всем российским пенсионерам до обеда копать лопатами яму, а после обеда ее же закапывать. Объем работ будет громадный, ВВП подпрыгнет, но пользы - ноль.

Не больше практического смысла и в официальных показателях инфляции.

Кто-нибудь из граждан, выходя из магазина, вспоминает, что цены у нас в этом году выросли лишь на 2,5%? Карман-то опустел, а в авоське - едва-едва продуктов!

Независимые исследования дают цифры 9-10% роста цен. Но глава Центробанка Эльвира Набиуллина прилюдно заявляет, что это нам всем только кажется. Дескать, «мы очень долго жили в условиях высокой инфляции, и людям сложно поверить, что инфляция будет низкой». А глазам своим мы можем верить?!

И еще Эльвира Сахипзадовна: «Товары ежедневных покупок в течение года очень колеблются, и люди, конечно, замечают рост цен больше, чем снижение». При этом она то ли не знает, то ли умалчивает, что Росстат при расчете инфляции не учитывает ряд очень важных показателей, в том числе транспортных тарифов, тарифов ЖКХ и цен на товары сезонного спроса. Так можно накрутить самую низкую инфляцию. А столоначальники будут говорить не о том, сколько взаправду наработали, а сколько насчитали.

При подобных подходах и население, и эксперты предпочитают верить не официальным цифрам, а личному опыту. И итоги подводить по-другому. В этом - первый урок 2017-го.

Далее: по мнению специалистов, одним из главных откровений года 2016-го стало осознание, что действующая в РФ экономическая модель себя уже исчерпала и надо формировать новую стратегию развития. Об этом заявил и президент, и представители правительства. Поисками этой животворящей стратегии в 2017-м занялись сразу три команды - советника президента Сергея Глазьева, экс-министра финансов Алексея Кудрина и главы Минэкономразвития Максима Орешкина.

Мобилизационный проект Глазьева был в штыки воспринят либеральными экономистами, вариант Кудрина представлен Владимиру Путину и отложен в ящик, версия же министерская оказалась никакой и ничего не меняющей.

Это был урок второй: к новой стратегии ни экономика, ни власти пока не готовы, ключ к проблеме сейчас нужен другой.

И поэтому российская экономика в 2017 году развивалась без руля и без ветрил, вяло катилась по давно наезженной колее, не принося ни побед властям, ни улучшения жизни гражданам.

Печальными признаниями звучали данные Росстата, что доходы граждан падают три года подряд, или высказывания вице-премьера Ольги Голодец, что в стране почти пять миллионов официально работающих граждан остаются бедными, получая зарплату на уровне МРОТ. А также данные социологов, что экономический кризис ухудшил уровень жизни половины населения страны.

Здесь открылся урок третий: главной целью государства, общества и экономической модели должна быть борьба не за некие формальные статистические показатели, а за конкретное, осязаемое повышение уровня жизни населения. Истина давняя и простая, иногда даже декларируемая из высоких кабинетов, но до сих пор не ставшая у нас реальным содержанием ни в политике, ни в экономике.

Ближе к концу 2017-го уже не только эксперты, но и вполне официальные лица всерьез заговорили, что чем больше у людей доходы, тем больше они покупают товаров, раскручивая этим потребительский рынок, а он, в свою очередь, - экономику в целом. Поскольку промышленность только тогда наращивает выпуск товаров, когда они востребованы гражданами, как горячие пирожки. Надо было всем нам побарахтаться в болоте стагнации и рецессии, чтобы прозреть.

А теперь вслед за столь грандиозным прозрением властям и экономическим мудрецам предстоит решить, как, каким образом начать повышать доходы граждан. Не только оклады бюджетников, но и зарплаты в частном секторе экономики.

Алексей Воробьев.

FOTOLIA

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.