Новости экономики и финансов
3895 | 0

Дефолт. 15 лет спустя

Дефолт. 15 лет спустя
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Россия встретила пятнадцатилетие августовского дефолта 1998 года началом новой рублевой девальвации.

ВИНОВНЫЕ НЕ НАЙДЕНЫ

Споры о дефолте 1998 года не стихают до сих пор - одни экономисты настаивают на том, что он был неизбежен (цены на нефть на уровне 7,5 доллара за баррель и падающая еще с позднесоветских времен экономика), другие считают, что дефолт вольно или невольно организовала команда Кириенко.

Тогдашний глава Центробанка Сергей Дубинин напоминает, например, что правительство Кириенко было назначено в марте месяце (то есть аккурат перед дефолтом), причем Госдума проголосовала за него с третьего раза - под угрозой рос­пуска.

Все это, естественно, рождает различные подозрения. И один из главных вопросов: почему до сих пор не было проведено официального расследования причин дефолта и не были наказаны виновные? Ведь известно, что пирамида гособлигаций принесла кому-то огромные дивиденды, прежде чем рухнуть и похоронить с собой экономику.

Более того, в последние годы все больше укрепляется версия о том, что дефолт пошел России на пользу - дескать, дешевый рубль подстегнул отечественного производителя.

При этом обычно стараются не вспоминать, что дефолт моментально ухудшил уровень жизни россиян почти в полтора раза, а подстегивать производителя можно было и другими, более гуманными методами.

ПОВТОРЕНИЕ - МАТЬ УЧЕНИЯ?

Дефолт 1998 года стал для россиян самым тяжелым финансовым потрясением начиная с 1991 года. Сегодня, по оценкам экспертов, дефолт России не грозит. А грозит всего лишь девальвация.

Сравнивая сегодняшнюю ситуацию с 1998 годом, эксперты отмечают, что в те годы дефицит бюджета РФ доходил до 25%, госдолг составлял десятки млрд долларов. Теперь же и дефицита такого нет, и госдолга.

Зато есть громадные долги регионов. Так, в половине регионов доходов не хватает на покрытие всех расходов. Причем поступления от налогов снижаются. По данным Минфина, в 2012 году долг субъектов РФ был равен 1,171 трлн руб., а в этом году вырастет еще в полтора раза.

Получается, что даже если общероссийского дефолта не случится, половина российских регионов в ближайшее время так или иначе будут вынуждены объявить себя банкротами.

Кроме того, в 1996 году огромное количество средств было потрачено на президентские выборы. Сейчас таких дорогостоящих выборов не ожидается, зато есть другие статьи расходов - это Олимпиада, чемпионаты.

По мнению экономистов, Россия тогда перестанет стоять на пороге дефолта, когда научится вкладывать в экономику, а не в строительство трибун.

Главное же отличие 2013 года от 1998-го - цена на нефть, которая составляет не семь с половиной, а 105 долларов за баррель.

«В свое время из-за падения цен на нефть развалился СССР. Тогда даже саудовский принц высказался, что это в ответ на Афганистан был нанесен неф­тяной удар. Тут же появилось человек десять из ЦРУ, которые сказали: это мы этому принцу объяснили, как надо делать. Как валить цену нефти. На самом деле ничего бы этого не было, если бы весь мир не стремился снизить затраты на единицу продукции», - уверяет экс-глава Центробанка Сергей Дубинин.

Объяснение, впрочем, не самое правдоподобное - затраты на единицу продукции мир хочет снизить постоянно. А вот дефолт случился именно в 1998 году. И именно в России.

Кстати, Сергей Дубинин уверяет, что и сейчас ситуация с нефтью может повториться один в один: «Весь мир опять ищет пути для снижения затрат на единицу продукции», - утверждает бывший российский министр финансов.

Причем самого Дубинина (вместе с Кириенко) в гробовщики экономики записали еще до дефолта - в апреле 1998 года в докладе Сергея Глазьева «Центральный банк против промышленности России» утверждалось, что финансовая катастрофа из-за рынка ГКО неизбежна.

Авторы же рынка государственных краткосрочных обязательств (ГКО) уверяют, что, если бы не ГКО, дефолт случился бы раньше - денег в казне уже не было, вот и решили выпустить государственные краткосрочные обязательства.

ДЕНЕГ МНОГО - ТОЛКУ МАЛО

Некоторые эксперты допускают повторение дефолта, основываясь на том, что денег в стране на данный момент много, но тратятся они каким-то странным образом.

Экономист и политолог Михаил Делягин указывает на то, что экономисты, стоящие у руля, являются прямыми наследниками команды Кириенко. Как в 1998 году происходило обыкновенное разграбление бюджета, так и сейчас происходит, считает Делягин.

По его словам, ГКО никогда не были способом спасти экономику, а были средством того самого грабежа. «Государство брало деньги из бюджета и размещало их на счетах в олигархических банках. Потом заявляло: средств в казне нет, поэтому надо выпустить ценные бумаги, которые покупали те же самые банки на те же самые госденьги», - говорит Делягин.

Экс-глава Центробанка Сергей Дубинин, наоборот, считает одной из причин дефолта излишнюю расточительность: «В условиях, когда расходы превышали доходы, почему-то считалось, что бюджет бездонный, его надо только потрясти. Перед Минфином, когда я там работал, проходили демонстрации, собирались люди, и шахтеры стучали касками не только около Белого дома, но и около Минфина, требовали денег».

Одним словом, в дефолте виноваты россияне, которые требовали выплатить им зарплаты. Хорошая логика для главы Минфина и Центробанка.

ЧАС РАСПЛАТЫ

Делягин утверждает, что предпосылки дефолта заложил сговор Ельцина с олигархами во время выборов 1996 года. «Как Ельцин и его семья могли отблагодарить своих спонсоров? - задается вопросом Делягин. - Государственную собственность к тому времени ощипали уже сильно - там уже не так много осталось сладких кусков, хотя приватизация все еще шла ударными темпами. Поэтому главным объектом грабежа стал бюджет - его и стали пилить».

Делягин приводит в пример такую схему: «На финансовом жаргоне ее респектабельно называли «кредитованием бюджетополучателей». Допустим, я, как государство, должен больнице, а завод должен мне. Я даю больнице налоговые освобождения на коррупционных основаниях - ей нужно 100 рублей, а она получает «бумажку» на восемьдесят. Но ведь врачам нужны живые деньги, и они начинают искать, кому сейчас нужны налоговые освобождения. В конце концов находится «добрый» спекулянт и говорит: «Родные, я возьму ваши бумаги, но не за 80 рублей, а за 40». Больница соглашается, поскольку ей нужно срочно покупать медикаменты, платить зарплаты врачам и ухаживать за пациентами. Спекулянт берет за 40 руб­лей налоговое освобождение на 80 рублей и приходит к заводу: «Любезный, ты государству должен налоги на 80 рублей. Если я тебе продам налоговое освобождение на 80 рублей за 60 рублей, то мы оба круто выиграем». Завод ликует и тут же приобретает эти ценные бумаги. В результате неслабо наживается именно спекулянт, который, как мы понимаем, связан с олигархическими банками».

В результате такого мошенничества бюджет ничего не получал, больница переходила на сухой паек, завод испытывал трудности, зато олигархи были в полном шоколаде, констатирует Делягин.

Незадолго до «черного вторника» американский финансист Сорос написал, что дефолт в России неизбежен. Однако Дубинин признается, что у правительства России имелось два сценария. Один из них - тот самый дефолт. Второй - постепенная девальвация. Но пойти по второму пути, более безболезненному для населения, мешали обязательства перед теми же ГКО.

Авторы дефолта одной из своих заслуг называют то обстоятельство, что практически все банковские вкладчики получили
назад свои вклады. Однако и эти расчеты с населением проходили странным образом. «Повесили все долги банков на Сбербанк. А денег не получили с банков под это. Зато люди получили эту компенсацию. Конечно, получили не по тому курсу, по которому хотели, курс уже поехал к тому времени», - признается Сергей Дубинин.

Кстати, в результате последефолтных мер правительства Примакова к 2000 году курс рубля установился на отметке 32. Так он и стоял (с некоторыми колебаниями) на этой отметке до 2013 года, пока правительство Медведева не объявило о начале новой девальвации...

Анна Александрова

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.