Новости экономики и финансов
3335 | 0

Что немцу хорошо, греку – смерть

Что немцу хорошо, греку – смерть
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Ведущие экономисты планеты предупреждают: крах европейского валютного союза неизбежен.

Одной из главных тем очередной ежегодной летней встречи лауреатов Нобелевской премии по экономике стала судьба евро. Участники высокого собрания были практически единодушны: экономический курс, проводимый политиками Евросоюза, ведет в тупик. По мнению многих нобелевцев, единственно возможным выходом из него является отказ от единой европейской валюты.

ТЯЖЕЛОЕ БРЕМЯ

Что заставило экономических гуру вернуть судьбу европейской валюты в мировую повестку дня?

Главным поводом для беспокойства является стремительный рост безработицы в пяти южных странах еврозоны: во Франции (работы здесь не имеют уже 10,2% населения), Италии (12,3%), Португалии (14,1%), Испании (24,5%), и Греции (27,3%). И вину за это мировые экономические светила возлагают на евро, который не отвечает особенностям этих стран, является для них слишком «тяжелой», чересчур сильной валютой. Европа в свое время прекрасно обходилась без евро, доказывает профессор Кембриджа, лауреат Нобелевской премии 1996 года Джеймс Миррлис. С появлением единой валюты «баланс на европейских рынках труда был нарушен».

Поясним: у страны, имеющей собственные дензнаки, есть два способа повысить эффективность национального хозяйства. Первый предполагает временное затягивание поясов, административные реформы, бой казнокрадству и разгильдяйству. Второй путь - девальвация, то есть удешевление своей валюты, и, соответственно, ускорение инфляции. Издержки в этом случае снижаются быстро и без канительных преобразований. Но решение это временное, неспособное обеспечить долговременное устойчивое развитие. Это, образно говоря, не витамины, а допинг. Однако, как известно, для некоторых спортсменов допинг - единственный шанс не провалиться на соревнованиях.

После введения евро у участников еврозоны осталась лишь первая трудная опция. Северным странам ее вполне хватает, но на юге уже который год раздается коллективный стон: слишком сильный евро снижает конкурентоспособность производства, увеличивая тем самым армию безработных. Что немцу хорошо, то греку, мягко говоря, не здорово. Но в конечном счете эта ситуация больно ударяет и по северянам. Все большую долю своего национального дохода они вынуждены направлять на поддержку своих незадачливых партнеров.

ДЕЛЕНИЕ НА ДВА

Конечно, отказ от евро - тоже удовольствие не из дешевых. Но, по мнению Миррлиса, игра стоит свеч: распад еврозоны обойдется намного дешевле, чем ее сохранение. Позицию оппонентов - мол, крах евро обрушит банковскую систему и посему чреват неисчислимыми потерями - нобелевский лауреат опровергает следующим доводом: «Они забывают включить в расходы по сохранению евро ущерб, связанный с безработицей». Кроме того, единая валюта обрекает экономику еврозоны на вечный застой. Миррлис не может представить себе, что в этих странах произойдет экономический подъем, если сохранится евро.

И в своем европессимизме Миррлис отнюдь не одинок. Собственно, сегодня куда труднее найти еврооптимиста. Так, лауреат 2011 года Кристофер Симс сказал: «Если бы я работал правительственным советником в Греции, Португалии или Испании, то посоветовал этим государствам начать готовить план на случай выхода из валютного союза».

Впрочем, возвращение к национальным валютам - не единственный вариант переформатирования еврозоны. Есть и компромиссные сценарии, самым известным и, пожалуй, самым логичным из которых является проект бывшего председателя Федерального союза немецкой индустрии, депутата Европарламента Ханса-Олафа Хенкеля. Он предлагает не распускать еврозону, а поделить ее на две примерно равные части - северную и южную.

Центром притяжения первой будет Германия. Кроме немцев сюда войдут Австрия, Бенилюкс, Финляндия, а в перспективе, возможно, не входящие пока в еврозону Швеция, Дания и Чехия. То есть страны, отличающиеся высоким уровнем бюджетно-финансовой дисциплины. Лидером второй группы станет Франция, прочие участники - Италия, Испания, Португалия, Греция. Нации с более горячим темпераментом и меньшей готовностью подчинять свои желания бюджетным возможностям. Валютой первой группы будет сильный «северный евро» (другой вариант названия - «евромарка»), вторая получит соответственно более слабый «южный евро» (или «еврофранк»).

Такое разделение пойдет на пользу всем участникам еврозоны, убежден Хенкель. У его идеи есть, конечно, не только сторонники. Но даже противники признают, что в своем нынешнем виде валютный союз не выгоден никому - ни слабым, ни сильным.

А.В.

Фото FOTOBANK.COM

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.