Новости экономики и финансов
2873 | 0

Бюджетникам - секвестр, правительству - прибавка

Бюджетникам - секвестр, правительству - прибавка
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

В начале октября в Госдуму внесен проект бюджета на ближайшую трехлетку. Дефицит в разные годы составит примерно 400-800 млрд руб. Значит, расходы придется заметно сокращать. Интересно, что правительство решило экономить на чем угодно, но только не на себе.

В будущем году нас ждет урезание федеральных расходов на образование и здравоохранение. Министр финансов Антон Силуанов оптимистично заявил, что снижение расходов федерального бюджета на эти цели «будет компенсировано за счет собственных средств регионов». Но откуда деньги возьмут регионы, которые и так в долгах, как в шелках? Недотационных регионов в России всего 13 из 89.

Например, федеральные расходы на здравоохранение сократятся за три года с 515 млрд руб. в 2013 году до 340 млрд в 2016-м. Финансирование ЖКХ снизится за тот же период с 154,3 млрд руб. до 60,2 млрд. «Беспокойство вызывает рост внутреннего и внешнего долгов, - отмечает депутат Госдумы Дмитрий Ушаков. - Если в 2012 году внутренний и внешний долги РФ составляли в сумме 6,5 трлн, то в 2013-м - уже 8,7 трлн, а в 2014 году долги перевалят за 10 трлн при годовом бюджете 13,5 трлн. То есть долги составят 70% годового бюджета». Впрочем, России еще далеко до Греции, где госдолг вот-вот достигнет чуть ли не 200% ВВП.

Неправительственных экспертов удивляет неумелое управление Резервным фондом и Фондом национального благосостояния. Государство умудрилось так «удачно» вложить деньги этих структур, что вместо доходов получило 500 млн убытков. Тем временем Нефтяной фонд Норвегии объемом 740 млрд долларов за каждый квартал в этом году умудрился получить 5% прибыли.

Наш же Резервный фонд даже в лучшие годы приносил всего лишь жалкие 0,3-0,7%. По предварительным прогнозам, использовать средства фонда придется уже в следующем году, так как дефицит бюджета составит около 0,5%. Напомню, что во время предыдущего кризиса 2008 года резервными деньгами поддержали нефтегазовую отрасль и банки, что вызвало девятый вал не самых лестных комментариев.

Пугает экономика РФ и своей непредсказуемостью: менее трех месяцев назад рост ВВП оценивали в 2,5%, сейчас - уже в 1,8%. «А что будет дальше?» - задаются вопросом экономисты. Причем даже этот крохотный рост происходит по-прежнему за счет нефтегазовой сферы, а не за счет промышленности, объемы производства которой, напротив, сокращаются.

Член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Антон Ищенко одной из ошибок правительства при подготовке бюджета считает полное игнорирование рекомендаций Госдумы. К слову, при подготовке бюджета на нынешний 2013 год усилиями депутатов удалось изменить назначение всего лишь 0,03% от общего объема бюджетных средств.

Кстати, во всем цивилизованном мире высокопоставленные чиновники начинают экономить с себя, по-другому просто неприлично. После разразившегося на Кипре кризиса президент страны Никос Анастасиадис сократил свою зарплату на 25%. Президент США Барак Обама в знак солидарности с пострадавшими от секвестра бюджета госслужащими минувшей весной объявил о том, что возвращает 5% своей зарплаты, аналогичное решение принял министр обороны Чак Хейгел.

У нас не так. Президент Владимир Путин задним числом (с 1 сентября) повысил зарплату высшим чиновникам. Поднимутся, например, зарплаты у вице-премьеров правительства, членов Центризбиркома и омбудсмена.

А параллельно правительство решило сократить часть бюджетников, заморозить зарплаты госслужащим и военным, ужесточить ряд положений пенсионной реформы.

Самое поразительное, что подобного рода бюджетный кризис случился с Россией при огромных мировых ценах на нефть...

Прокомментировать проект бюджета «МН» попросил доктора экономических наук Никиту Кричевского: «Правительство будет вносить в уже утвержденный бюджет изменения, причем начнет это делать уже в декабре-январе - порочная практика. Но с учетом экономической ситуации другого ждать не приходится. Ни социальных, ни инновационных задач России проект бюджета не решает. Он не является ни социальным, ни инновационным, ни инвестиционным. Как правило, правительство доходы занижает и искусственно планирует дефицит бюджета. Далее предполагаются заимствования, которые в принципе не нужны, а потом реально полученные доходы отправляют в Стабилизационный фонд. Эта схема работает уже много лет».

Материал подготовили Аделаида Сигида, Андрей Князев

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.