Отечественных аналитиков трудно чем-либо удивить. Однако Эльвира Набиуллина сумела.

На внеочередном заседании совета директоров Банка России было решено поднять ключевую ставку с 8,5% до 12%!
Посыпались вопросы: почему? зачем? с какого бодуна? «Повышение ключевой ставки до 12% направлено на возвращение инфляции к цели инфляции 4% в 2024 году, - выдало объяснение руководство ЦБ. - Этот уровень ставки соответствует произошедшему увеличению устойчивого инфляционного давления, влиянию на него и инфляционные ожидания со стороны динамики валютного курса».
Объяснения выглядят откровенным бредом. Согласно Росстату, по итогам июля инфляция в годовом выражении ускорилась до 4,3%. Она поднялась несколько выше рубежа, намеченного ЦБ. Но рост совсем не катастрофический, ее показатели подпрыгивали и выше, но потом возвращались на круги своя. То есть не видно оснований для столь резкого повышения ключевой ставки.
Но инсайдеры поделились информацией, что, как только курс перешагнул черту 100 рублей за доллар, Эльвире Сахипзадовне из Кремля в сильных выражениях напомнили, что по Конституции основная функция Центробанка - защита и обеспечение устойчивости рубля. А про борьбу ЦБ с инфляцией там ничего нет. Плюс помощник президента по экономике Максим Орешкин возложил ответственность за происходящее с национальной валютой на руководство Банка России, которое, по его словам, «обладает всеми необходимыми инструментами, чтобы нормализовать ситуацию уже в ближайшее время».
Буквально на следующее утро руководство Банка России срочно слетелось на экстренное совещание и достало из сундука «инструмент» ключевой ставки. Не придумав ничего лучшего, кроме как задрать ее до 12%, к удивлению большинства экспертов, которые расценили эту меру как «жест отчаяния».
Детально оценивать логистику передвижения рубля оказались не готовы даже авторитетные эксперты. «Дело совсем не в ставке. Она несет негатив, - отмечает экономист Никита Кричевский. - В прежних условиях она была актуальна, если бы мы имели огромное количество спекулянтов на валютном рынке, на финансовых рынках вообще в России. Но сегодня, когда страна отрезана от внешних финансовых потоков, повышение ставки, причем столь серьезное, негативно влияет в первую очередь на кредитование как корпоративного сектора, так и физлиц. Потому что 3,5 процентного пункта — это очень много. Расплачиваться придется всем нам». По-своему он прав.
Обвал рубля не связан с дефицитом бюджета, это самая малая причина для таких кардинальных решений. Все дело в производстве, которое пошло резко вверх, считает Михаил Делягин. «Когда рубль начал падать? Он начал падать после сообщений о том, что у нас все очень хорошо в обрабатывающей промышленности, и не только военной, - обращает внимание экономист. - Что означает рост обрабатывающей промышленности? Она начинает предъявлять инвестиционный спрос. Если промышленность развивается, ей нужны новые станки, новые цеха, новые технологии, ей нужны деньги, на которые это все покупать. Соответственно, возникла угроза для российских либералов, что часть денег, которые сейчас крутятся на рынке финансовых спекуляций, уйдет в реальный сектор». И он тоже прав.
«Либералы во власти делают все возможное, чтобы не допускать укрепления рубля. И, что еще более важно, не прекращать ограбления России, - заявляет профессор Валентин Катасонов. - Им лучше довести страну до очередного валютного кризиса, чем нарушить правила «Вашингтонского консенсуса». Одно из железных правил - недопущение контроля над трансграничными потоками капитала. Госпожа Набиуллина боится обсуждать эту тему: «Никогда и ни при каких обстоятельствах». Понятно, на кого работает госпожа Набиуллина». И эти утверждения также имеют резоны.
А вот и мнение академика Сергея Глазьева: «Главным тормозом экономического роста является руководство ЦБ, которое продолжает следовать рекомендациям вашингтонских организаций, блокируя экономическое развитие России искусственно создаваемой дороговизной кредита, стимулированием вывоза капитала и болтанкой курса рубля».
Авторитетно. И когда много уважаемых людей дружно указывают на откровенно подрывную деятельность руководства ЦБ, власть обязана к ним прислушаться. Руководство ЦБ само присвоило себе нынешние свои права и нести ответственность должно вместе с теми, кто «наверху» позволил это сделать! Но Набиуллина и ее подельники не тонут...
Григорий Алексеев.
Фото: К. Зыков/АГН «МОСКВА»