Это еще не сенсация, большинство граждан знает, что реальный рост цен на еду много выше данных Росстата. Откровение - в публичном признании официальной статистикой, что в странах ЕС цены на продукты поднялись всего на 1,6%!
Тут повод задуматься: с чего бы такая разница?
Коронавирус везде был один и тот же, предприятия тоже закрывались и работники сидели на карантине, но почему тогда у них ситуация с ценами гораздо лучше? Потому что там раздавали населению «вертолетные деньги» на поддержку домохозяйств и спроса?
Но тогда, если исходить из логики властей РФ, цены в Европе должны были обогнать наши. Выходит, врут у нас в Минфине, что раздача «незаработанных» рублей разгонит инфляцию...
Врут от жадности и (или?) от безграмотности? Нет, причину надо искать в другом. Для ряда экспертов она секрета не составляет.
«В России гораздо более высокая доля импортных продовольственных товаров, а также сырья и оборудования для их производства, - утверждает главный аналитик компании «ТелеТрейд» Марк Гойхман. - Евро за семь месяцев подорожал к рублю на 30%, доллар - на 21%. Это не могло не сказаться на ценах продуктов».
И даже притом что импорт продовольственных товаров в первой половине 2020-го сократился в РФ на 14,1%, девальвация рубля оказалась гораздо круче и перекрыла эффект от роста объемов отечественного продовольствия на российском рынке.
В итоге ключевым становится вопрос о причинах девальвации.
«Главная причина заключается в проводимой ЦБ политике свободного плавания курса рубля... При падении цен на нефть мы видим, что страны, в которых свободное плавание курса нацвалюты, - Россия, Норвегия, Бразилия - лидируют по глубине девальвации, - утверждает академик Сергей Глазьев. - Страны же, которые сохраняют контроль за обменным курсом, чувствуют себя стабильно, несмотря на снижение цен на нефть».
То есть чем больше рублей будет стоить нефтедоллар, тем больше этих дешевых декоративных рублей поступит в бюджет. И правительство сможет отчитаться о его исполнении.
«Власти даже не пытаются поддержать рубль валютными резервами, - отмечает завотделом ИМЭМО РАН Яков Миркин. - Доход федерального бюджета от ослабления рубля составил 2,2 трлн рублей в январе - июле. Без этого никак - курсовая разница с лихвой покрывает накопленный дефицит бюджета в 1,5 трлн рублей».
Короче, благодаря девальвации правительство рисует бездефицитный бюджет. А на население сваливает очередной рост цен на еду, который, по данным экспертов РЭУ им. Г.В. Плеханова, к весне может скакнуть на 30%!
Алексей Воробьев.
Фото: ADOBE STOCK