Бизнес. Финансы
7615 | 0

Приставы недобрали около 5 трлн рублей

Долги россиян приближаются к отметке 5 трлн рублей. Динамика неутешительная - за пять лет этот показатель удвоился.

Приставы недобрали около 5 трлн рублей
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Проблема возвращения долгов становится все более острой. Службе судебных приставов не удается справиться с этой задачей.

Сумма долгов россиян в последние годы непрерывно растет. По данным службы судебных приставов (ФССП), в 2013 году задолженность составляла 2,1 трлн рублей, в 2014-м - 3 трлн, в 2015-м - 3,8 трлн. Почти на триллион рублей сумма задолженности выросла по итогам 2016 года.

Причины две - падение доходов населения и неэффективная государственная система принудительного взыскания долгов. И если с первой проблемой государство не может справиться с 2014 года, то вторая - намного старше. Дело в том, что на сегодняшний день служба судебных приставов - единственный орган, уполномоченный на принудительное взыскивание.

- Причина неэффективности - чрезвычайная загруженность службы судебных приставов, - считает директор Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств Борис Воронин. - Сейчас в текущем производстве одного пристава-исполнителя может одновременно находиться от 500 до 4000 исполнительных производств. Учитывая, что закон №230-ФЗ стимулирует кредитора и коллектора не столько договориться с должником, сколько обратиться в суд, число граждан, с которых задолженность взыскивается через суд, растет.

Разобраться с этой проблемой пытались несколько раз. Последняя попытка внести в Думу законопроект о создании института частных приставов была предпринята в 2014 году, но тогда депутаты посчитали, что эта мера прежде­временна, и отклонили его.

Законопроект предусматривал введение института частных судебных приставов-исполнителей параллельно с государственной системой исполнения судебных решений.

НЕОБХОДИМОСТЬ РЕФОРМ

В результате ФССП утонула в работе. В последние годы растут количество дел, общая сумма, подлежащая взысканию, нагрузка на судебных приставов. Еще в 2008 году в работе у судебных приставов находилось 35 млн исполнительных документов.

В проекте годового отчета Федеральной службы судебных приставов эти цифры претерпели значительные изменения - в 2017 году их количество выросло больше чем вдвое - до 84,6 млн исполнительных производств. В среднем у одного судебного пристава находилось 3,6 тыс. исполнительных листов, что на 300 дел больше, чем в 2016 году.

Нельзя сказать, что ФССП сидит ровно и ничего делает. По статистике этого ведомства, растет и количество фактически исполненных дел. Количество исполненных производств возросло с 34 до 41,3 млн. Но проблема в том, что судебные постановления растут опережающими темпами - к примеру, в 2017 году их стало на 6 млн больше. Приставы попросту катастрофически не успевают.

И если социально значимые долги перед государством ФССП довольно успешно взыскивает, то до исполнения частных судебных исков у них попросту не доходят руки. Взыскать долги граждан и юридических лиц удалось лишь у 14%, в денежном выражении это 633 млрд рублей, на 72,8 млрд рублей больше, чем в 2016 году, но, как видно из статистики, совершенно недоста­точно.

- Действительно, долги перед государством и алименты приоритетны для судебных приставов, - говорит Борис Воронин. - А вот задолженность перед кредиторами на втором плане. Коллекторам и банкам часто приходится жаловаться на нераспорядительность судебных приставов при взыскании долга. Потери финансового сектора очень велики. Во-первых, денежные средства не всегда возвращаются кредиторам. И значит, кредит для добропорядочных граждан становится дороже. Во-вторых, подрывается доверие к судебной системе, государству и любому контрагенту.

Официальная цифра - 14% взысканных ФССП долгов - говорит о том, что фактически возврат долга - исключительно дело доброй воли должника.

- Пострадавшее физлицо может само обратиться в суд и, получив исполнительный лист, передать его приставу-исполнителю, - продолжает Борис Воронин. - Но, как правило, толку от таких действий мало - приставу еще нужно найти имущество или доходы должника, которые он обычно прячет. Гражданин может обратиться к коллекторам за помощью, но обязательно к тем, которые внесены в реестр ФССП. На практике предприниматели и граждане, которым задолжали, ждут исполнения постановления суда годами, потому что действующих инструментов взыскания долгов у них нет.

- Коллекторы работают с банковскими долгами граждан и практически не берут частные дела, - рассказывает представитель коллекторского агентства НСВ/ПКБ Ольга Горелова. - Тема создания института частных приставов уже давно обсуждается в профессиональном сообществе, но пока до практических шагов дело так и не дошло.

НАЗАД В 90-Е?

- Выход один - надо разгружать судебных приставов или радикально увеличивать штат ФССП, - уверен Борис Воронин. - Второе маловероятно из-за непростой ситуации с расходами федерального бюджета. Значит, можно задуматься о передаче мелких долгов, рутинных функций, не связанных с принудительным исполнением, специально отобранным компаниям, а, скажем, выезд к должнику с описанием имущества оставить судебным приставам. Например, в большинстве стран Европы наряду с государственной службой приставов успешно работает институт частных приставов.

Вопрос расширения штата ФССП на государственном уровне, похоже, не обсуждается. Для нормального ее функционирования количество служебных приставов нужно увеличить кратно.

Кроме того, нужно сделать так, чтобы люди туда пошли, что потребует увеличения вознаграждения сотрудников. А на это в бюджете денег нет. Даже руководитель Федеральной службы судебных приставов Дмитрий Аристов не исключил, что часть функций по взысканию долгов могут передать коллекторам.

Пять триллионов рублей долгов - большой рынок, который в 90-х годах успешно регулировался людьми с золотыми цепями на шее с помощью бейсбольных бит. Похоже, если не принять срочных мер, то эти времена могут в скором времени вернуться.

Федор Житняк.

ТАСС/ С. Коньков

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.