Любые вопросы, связанные с вашими деньгами, нужно обсуждать либо в офисе финансового учреждения, либо позвонив по телефону, указанному на вашей банковской карточке.
В этом абсолютно уверен Тимур Аитов, заместитель председателя комиссии по цифровым финансовым технологиям Торгово-промышленной палаты РФ:
- Сегодня многие специалисты по информационной безопасности и банковские сотрудники потеряли работу. И они могут оказывать консультационные услуги преступникам, соответственно вероятны утечки. Такие случаи, в частности, уже были зафиксированы в США.
Мы знаем, что сейчас происходят массовые хищения баз данных так называемыми социальными инженерами. Социальные инженеры - это психологи, которые уговаривают клиента совершить платеж, продиктовав код из СМС-сообщения, либо используют его голос. Этот вид мошенничества широко известен. Чтобы обмануть человека, нужны базы данных, контакты, информация по счетам - это помогает добиться доверия.
Сегодня продаются даже записи разговоров клиента с банком, чтобы в максимальной степени изучить потенциальную жертву. Помните, когда вы звоните в банк, автоответчик говорит: «Для улучшения качества обслуживания все разговоры записываются». Так что, если вы хоть раз туда позвонили, ваш голос попал в базу данных. А подделать его не так уж сложно. Если есть актерские данные, думаю, это может сделать практически каждый студент театрального вуза. В общем, 95 процентов хищений в наше время совершаются с помощью социальной инженерии.
Чтобы повысить эффективность борьбы с такого рода мошенничеством, предлагаются разные варианты. Банки - не сами, а с подачи компетентных регуляторов, которые занимаются этой темой, - выступили с инициативой создания единой информационной системы, которая будет предоставлять сведения о том, кто фактически является владельцем конкретного телефонного номера. Думаю, дальше последует предложение: а давайте обяжем всех клиентов банков использовать только тот номер телефона, владельцем которого является именно он. По паспорту. Я уверен, это обязательно произойдет.
Многие телеком-операторы, впрочем, относятся к идее о единой информационной системе достаточно сдержанно. Почему? На самом деле потому, что телекомы уже оказывают такую услугу. Информация передается в режиме реального времени, с огромной скоростью, за сотые доли секунды, в том числе информация об истории перехода какого-либо конкретного номера из рук в руки. Эта услуга оказывается заинтересованным лицам, в частности, банкам, но на коммерческой основе. Причина кроется именно здесь. Телекомы не хотели бы потерять этот сервис в качестве источника небольшого, но постоянного дохода.
Прискорбный случай произошел, в частности, с моим знакомым. С нормальным, дееспособным человеком, которого развели на 300 тысяч. Представились службой безопасности банка, сообщили ему, что обнаружили подозрительную трансакцию и для того, чтобы окончательно ее заблокировать, нужно сообщить коды, только не им, а роботу, пройдя по ссылке. Человек пошел по ссылке и лишился 300 тысяч.
С таким мошенничеством, безусловно, нужно бороться. Но банки, увы, не борются. Что ж, можно только посоветовать гражданам быть максимально собранными и недоверчивыми, перепроверять поступившую информацию любыми возможными способами.
Анастасия Смирнова.
Фото Pixabay.com