За этот год официальная прибавка составит примерно 1 руб. с 1 января, а потом еще на полрубля - с 1 июля. В рознице это приведет к росту на 60 коп. за литр топлива.
В средней полосе России Аи-95 уже перешагнул психологически важную отметку в 40 руб., а Аи-98 с июля, скорее всего, приблизится к полтиннику или даже его преодолеет. Минэнерго к концу года прогнозирует рост стоимости топлива на 2,7 рубля.
Эти неприятные для владельцев машин новости вызваны тем, что с нового года увеличились акцизы на дизельное топливо и бензин - главные источники пополнения дорожных фондов страны. Так, ставка акциза на бензин класса «Евро-5» выросла с 10 130 до 11 213 руб. за тонну, а цена на дизельное топливо подскочила с 6800 до 7665 руб. за тонну.
С 1 июля ставка акцизов на бензин вырастет уже до 11 892 руб., а на горючее - до 8258 руб. Прибыль от повышения акцизов - а это порядка 55 млрд руб. - Минфин собирается потратить на строительство дорог в Крыму, Калининграде и на Дальнем Востоке.
На этом фоне удивительным выглядит факт, что правительство перестало даже заикаться об отмене транспортного налога. Напомним, в 2018-м его предполагалось заменить как раз тем самым повышенным акцизом на бензин.
В общем, дополнительное повышение акцизов подстегнет инфляцию - вслед за ценами на моторное топливо взлетят цены и на другие товары.
Даже президент Владимир Путин признал, что цена на бензин в России является слишком высокой: «Хотелось бы, чтобы прибило цену в сегодняшней ситуации, и вроде бы для этого есть возможность».
ФАС в принципе жестко контролирует розничные цены, но дело в том, что рост оптовых цен значительно превышает темпы розничного рынка. Президент поручил ФАС разобраться с ситуацией.
Елена Хакимова.
Фото Т. Павловой.