Бизнес. Финансы
1702 | 0

ЦБ: защитит от мошенников и создаст проблемы

ЦБ: защитит от мошенников и создаст проблемы

В Центральном банке РФ обеспокоены шквалом налетов жуликов на деньги россиян.

Совместно с МВД России обсуждается технология возврата средств, которые граждане переводят обманщикам.

ТЕЛЕФОННЫЕ БАНДИТЫ ДЕЛАЮТ УСПЕХИ

Невозможно поверить, но только за первый квартал 2022 года наши граждане перевели в карманы мошенников более 3,3 млрд рублей своих кровных денег! Было совершено более 258 тысяч переводов. А за весь 2021 год мошенники смогли выудить у россиян 2,8 млрд рублей. То есть получается, что наши легковерные россияне не только никак не научатся распознавать телефонные звонки от мошенников, но и все больше доверяют таким звонкам. Хотя это неудивительно, ведь обманщики придумывают все новые и новые ходы, когда старые фишки уже перестают действовать.

А вот вернуть те деньги, которые были переведены со счетов, удается крайне редко. Чаще всего просто поздно: пока гражданин очухается, банк уже не может ничего сделать, деньги улетели на чужой счет неизвестным злоумышленникам. В прошлом году удалось возместить 7,3% от украденных средств.

Банки и правоохранители отмечают, что в этом году фиксируется еще больше номеров, с которых звонят мошенники. Хитрецы поняли, что люди все реже отвечают на неизвестные звонки, и стали использовать номера, начинающиеся на 8-800 (такие чаще всего бывают у банков, и граждане их звонкам доверяют), - этих номеров-обманок стало больше аж на 152%, - а также городские телефонные номера (мошенники стали использовать их на 1602% чаще!).

И что же делать с такой прорвой звонков от преступников? Поставить преграду такому цунами, похоже, наши правоохранительные органы просто физически не могут. Поэтому Банк России и МВД решили вместе придумать механизм возврата денег, которые незадачливые граждане переводят мошенникам.

КАК ЗАЩИТИТЬ САМЫХ ДОВЕРЧИВЫХ

Сейчас банки возмещают украденные деньги только в том случае, когда мошенники сами выводят их со счетов (взламывая системы, компьютерные данные и так далее). А вот когда жертва самостоятельно, под психологическим давлением преступников, выдает все секреты, называет номер счета или карты, СМС-коды, пароли и так далее, то в этом случае переведенные мошенникам деньги банк не вернет.

Теперь решено разработать механизм, как все же помогать таким обманутым гражданам. Они ведь тоже очень хотят вернуть свои накопления. Ведь часто мошенники действительно применяют различные психологические тактики, чуть ли не гипноз, морочат своим «клиентам» голову, а часто еще и пользуются стрессом, который испытывает жертва (тем более что чаще всего на удочку мошенников попадают пожилые люди, очень доверчивые, которым не с кем посоветоваться).

Как сообщили в Центробанке, в подготовленном законотворческом предложении рекомендуется ввести двухдневный «период охлаждения». Это срок, за который жертва мошенников, придя в себя, может отменить перевод на счет дропперов (это лица, которые выводят со счетов похищенные деньги). А МВД России будет подключено к автоматизированной системе ФинЦЕРТ, таким образом ведомство будет оперативно получать сведения (с соблюдением банковской тайны, конечно) о совершенных операциях, плательщиках и получателях денежных средств.

Технически это будет выглядеть так: отправленные деньги сначала будут замораживаться на специальном счете. Чтобы ими воспользоваться, гражданин должен будет пройти дополнительную идентификацию (например, ввести какой-то код). Кстати, предлагают и при получении кредита тоже ввести такую же технологию. Ведь часто мошенники еще и заставляют граждан оформлять на себя кредиты (или даже оформляют их сами, пользуясь данными банковского клиента).

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

Польза от такого нововведения, казалось бы, очевидна. Мы будем под защитой.

В то же время такая временная блокировка переводов может негативно сказаться на других манипуляциях с денежными средствами. Например, человек действительно самостоятельно, своим решением делает кому-то перевод. Но деньги, получается, теперь не будут приходить моментально, а временно зависнут на спецсчете.

Есть и еще одно сомнение. А разве не смогут мошенники так манипулировать своей жертвой, что вытащат из нее и данные этого кода для управления деньгами, попавшими на спецсчет? Видимо, законодателям еще предстоит проработать это действительно полезное предложение.

Ну а нашим читателям мы советуем по-прежнему быть бдительными и не доверять звонкам от неизвестных лиц. Напомним, что сейчас мошенники часто звонят с телефонов, напоминающих официальные банковские номера. В трубке вы можете слышать «рабочий шум» - это включается записанный фон, чтобы вам казалось, что это на самом деле оператор банка, а рядом с ним сидят другие сотрудники и тоже говорят по телефонам с клиентами. Но это обман. Также никогда не произносите в разговоре слово «да» (ваш голос может быть записан и потом использован для разблокировки ваших счетов), не сообщайте неизвестным лицам никакие номера карт, коды, пароли, никакие данные из приходящих вам СМС-сообщений, а уж тем более данные вашего паспорта или иные сведения. Лучше всего вообще не продолжать разговор, а тут же отключаться, как только вы заподозрили обман. Если вы сомневаетесь - прервите разговор и сами перезвоните в ваш банк, чтобы удостовериться, что звонили не из него. Также стоит тут же заблокировать номер, с которого звонили мошенники, и сообщить его в банк (банки фиксируют мошеннические номера и передают их своей службе безопасности и в правоохранительные органы).

Марина Лепина.

Фото: ADOBE STOCK

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.