Михаил Хазин, экономист, публицист, блогер, теле- и радиоведущий, делится с читателями своими мыслями о будущем нашей страны и всего мира.
- Если у человека «рено», а у соседа «лексус», он прежде всего хочет заменить свой «рено» на его «лексус». Но ему говорят: «Да зачем тебе «лексус», дорогой! И кредит такой очень трудно получить. Зато мы тебе дадим другой, дешевый кредит на покупку нового гаджета. У соседа такого нет, а у тебя будет! Ты ему нос утрешь!» Примерно так нами и управляют.
Именно для этого были созданы социальные сети как инструмент управления потреблением. То есть чтобы хотели то, что надо, а не то, чего душа требует.
Однако весь фокус состоит в том, что в результате очень сильно растет количество материальных активов, то есть количество предприятий. Одни делают микросхемы, другие - корпусы для компьютеров, третьи построили торговые помещения, где продаются компьютеры. Создана система гарантийного обслуживания.
Действительно, это все активы. Их можно капитализировать. А поскольку у вас количество денег все время растет, то растет и глубина капитализации. По западным правилам на любой актив немедленно навешиваются разного рода обременения, страховки и т. д. и т. п. Иными словами, создается колоссальная инфраструктура, которая для своего поддержания должна постоянно и очень много платить.
Именно за счет таких активов в США и Европе такой высокий ВВП. Это означает, что их ВВП нельзя сравнивать с нашим. Просто потому, что если мы в наш ВВП включим потенциальные доходы всех страховщиков, которые страхуют все что только можно, да еще по американским нормам, то у нас валовый продукт достигнет просто космических высот.
Повторим еще раз: для обслуживания этих активов нужны огромные деньги. Это называется фиатные валюты - вы можете печатать деньги в зависимости от того, сочтете это нужным или нет. А подкреплено это все исключительно спросом. Вы привыкли, что спрос непрерывно растет. И под это непрерывно растущее желание денег выстроили всю инфраструктуру. А это желание неожиданно стало падать. И при падающем спросе неожиданно выясняется, что поддерживать эту инфраструктуру становится слишком дорого.
Как оказалось, значительное количество американских предприятий не может конкурировать с китайскими, индийскими или даже российскими предприятиями. Причина в том, что нагрузка на активы слишком большая.
Вывод однозначен: управлять обществом потребления теми инструментами, которые создавали в течение десятилетий, больше не получится по двум причинам - в связи с постепенным, но верным исчезновением этого самого общества потребления и тем, что среднего класса больше не будет. А работать с нищими чрезвычайно сложно.
Спасти западное общество невозможно не только потому, что Евросоюз, образно говоря, накрылся белой простыней и сознательно ползет на кладбище. Но и потому, что они не могут сохранить внутреннюю устойчивость своего общества. Нам нельзя идти по их пути, мы должны предложить миру консервативную идеологию. Не национальную и не религиозную, а красный, социалистический проект, но с учетом современных реалий.
Подготовил
Андрей Князев.
Агентство «Москва»/С. Сандурский