Чрезвычайные происшествия. Криминальные новости.
7798 | 0

Кто сделал Черное море еще чернее?

Крушение двух танкеров с мазутом в Керченском проливе 15 декабря 2024 года привело к масштабной экологической катастрофе. По оценкам экспертов, ее последствия будут ощутимы годами, если не десятилетиями.

Кто сделал Черное море еще чернее?
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

«БОМБА» ЗАМЕДЛЕННОГО ДЕЙСТВИЯ

Сразу же появилось несколько версий произошедшего, в том числе и возможной диверсии. Ну не могли же два крупных судна чуть ли не одновременно пойти ко дну? Вспомнили даже беспилотные катера со взрывчаткой, атаковавшие Крымский мост. Но спасенные моряки обоих танкеров никаких взрывов не слышали. Не было и прилетов ракет, воздушных беспилотников.

Если катастрофа все же была рукотворной, уместен вопрос: а кому это могло понадобиться? Чисто теоретически порассуждать. Могли ли, скажем, наши недруги ее, катастрофу, заказать? В принципе, могли, на то они и недруги.

Обоим танкерам давно было пора в утиль. Они свое отслужили, но продолжали возить нефтепродукты. Достаточно одного хорошего шторма, чтобы суда разломились. Да, но шторм-то не закажешь! Зато его можно дождаться. Не поэтому ли суда так много дней провели в море в ожидании разгрузки. А их все не разгружали… Конечно, чтобы провернуть такую операцию, нужно заплатить нужным людям о-очень большие деньги.

Чисто теоретически.  Взорвавшаяся экологическая «бомба» оказалась пострашнее прочих…

В эпицентр трагедии попали пляжи Анапы. Волны Черного моря и сейчас продолжают выбрасывать мазут на берег: пляжи покрыты пятнами черной вязкой жижи, гибнут морские обитатели и птицы. Будущий летний курортный сезон на черноморском побережье находится под угрозой...

Мазут вылился в море из-за разлома корпусов двух российских танкеров («Волгонефть-212» и «Волгонефть-239») во время шторма в Керченском проливе. При кораблекрушении погиб один человек. Суммарно суда перевозили 9,2 тысячи тонн мазута. В Черное море попало около 40% этих нефтепродуктов.

Когда разлив топлива достиг побережья Краснодарского края, то в зоне чудовищного загрязнения оказалось свыше 50 км береговой линии.

ВИНОВАТЫ КАПИТАНЫ?

Версия взрывов на борту как причина крушения кораблей была быстро отвергнута. На прямой линии 19 декабря президент России Владимир Путин возложил вину на капитанов затонувших танкеров.

- Не ушли в укрытие. Некоторые суда ушли в укрытие, и с ними все нормально. А эти не ушли и на якорь стали не там, где было положено, - сообщил глава государства. - Это уже пусть соответствующие службы, Минтранс и правоохранительные органы с этим разбираются.

По версии Ространснадзора, злополучные танкеры из-за сезонных ограничений не должны были находиться на участке Керченского пролива, где случилась авария. Кроме того, «Волгонефть-239» вообще не должен был выходить из порта, поскольку действие разрешительных документов на него приостановлено. Капитанам обоих судов предъявлены обвинения по статье УК РФ о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта, повлекшем смерть человека, они задержаны.

Интересно, почему при этом не прозвучали имена владельцев судов, отправлявших их в губительное плавание? Некоторые из тех, кто комментирует катастрофу, в частности политик Олег Царев, считают, что капитанов просто «назначили» крайними. Не мешало бы для ясности дела взять показания и у хозяев.

- Черное море довольно сложное для плавания, особенно Керченский пролив. Там возникают и волны такие, что танкер может переломиться, оказавшись между двух волн. Он длинный сам по себе. И когда он между двух волн одновременно остановится, то появляется момент такой, что может сломать его, - рассказывает сопредседатель общественного движения «Союз ветеранов боевых служб ВМФ» Виктор Блытов. - В погоне за деньгами бизнесмены готовы на многое. Ну и вот, видимо, использовали танкеры, когда нельзя было использовать.

По словам эксперта, срок эксплуатации подобных судов составляет 25 лет. Танкер «Волгонефть-212» построили в 1969 году, танкер «Волгонефть-239» - в 1973-м. Оба корабля к моменту крушения уже перешагнули полувековой юбилей.

С ОПЕРАЦИЕЙ ЗАТЯНУЛИ

Краевой режим чрезвычайной ситуации был объявлен 25 декабря, спустя полторы недели после катастрофы. «Изначально, по расчетам ученых и специалистов, основная масса мазута должна была остаться на дне Черного моря, что позволило бы его собрать в воде, - написал в своем телеграм-канале губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев. - Но погода диктует свои условия, воздух прогревается, и нефтепродукты поднимаются наверх». На следующий день на побережье был введен режим ЧС федерального уровня. Выходит, это ученые виноваты: чего-то недорассчитали? А краевая власть им зачем-то доверилась...

- Да, затянули. Хотя уже 15-го числа, в день крушения, было понятно: авария серьезная, - считает директор природоохранных программ общероссийской общественной организации «Зеленый патруль» Роман Пукалов. - Последствия экокатастрофы достаточно скоро дали о себе знать. К 22 декабря было обнаружено 10 азовских дельфинов, причиной гибели которых мог стать мазут. А к 24 декабря из-за разлива нефтепродуктов погибли 210 птиц.

К сожалению, погибают и спасенные волонтерами, отмытые от мазута птицы. При перевозке пернатых из района Анапы в Краснодар в дороге сломался грузовик, птиц стали грубо перегружать в другой, и часть из них погибла. Еще одна причина: среди чиновников министерства природных ресурсов Краснодарского края нет орнитологов. Решение чиновников выпустить спасенных птиц в районе Туапсе, где проходят их пути миграции, оказалось ошибочным: они снова попали в мазут.

По данным пресс-службы администрации Анапы, 26 декабря на загрязненных пляжах работали до 8 тысяч добровольцев. Кроме того, в борьбе с мазутом принимают участие специалисты МЧС, казаки, представители администраций муниципальных образований на побережье Черного моря. Но все равно добровольцев на анапских пляжах не хватает. Первое время волонтеры просто собирали мазут в мешки - их никуда не отвозили. Топливо разъедало их и вновь попадало в грунт. Штормом мешки уносило в море, и приходилось вновь чистить пляжи.

- Все из-за того, что не было налажено взаимодействие между волонтерами и официальными службами. Оперативно вывозилось только то, что собирали спасатели, - рассказывает эколог Георгий Каваносян. - Недавно разлетелось видео с мешками, которые нашли на глубине 50 сантиметров. Официальный ответ: водитель бульдозера их не заметил и проехал по ним, вдавив в землю. Сейчас весь собранный в мешки замазученный песок отвозят на специальные бетонированные и гидроизолированные площадки, чтобы исключить попадание загрязняющих веществ в почву. Утилизацией мазута занимаются четыре специализированные компании.

Проблемной остается ситуация с самими затонувшими танкерами. Из кораблей снова могут начаться утечки мазута. О сроках подъема судов специалисты пока не говорят.

ПОСЛЕДСТВИЯ: ОТ ДЕСЯТИЛЕТИЙ ДО СТОЛЕТИЙ

Ущерб от произошедшей катастрофы еще придется оценить. До ликвидации последствий разлива нефтепродуктов далеко. Но уже сейчас понятно, что экологии и экономике Черноморского побережья Кавказа нанесен серьезный удар. По оценке преподавателя кафедры биологии и экологии растений Кубанского госуниверситета Даменика Кассанелли, на полное восстановление экосистемы Анапы и Крыма потребуется от нескольких сезонов до столетий.

- Краснокнижные растения, морские обитатели, такие как дельфины, могут восстанавливать свою популяцию десятилетиями, иногда даже столетиями, - комментирует ученый. - Сильный ущерб может пройтись по экономике края, существующей в первую очередь за счет сельского хозяйства и туризма.

По словам вице-президента Ассоциации туроператоров России Сергея Ромашкина, пока вала отмены летних туров не наблюдается.

- Сейчас низкий сезон, и туристы не очень активно покупают туры на летний период. Времени мало прошло, будущие отдыхающие пока еще разбираются вместе с нами в этой ситуации, - говорит Сергей Ромашкин.

По оценкам экологов, мазут в акватории Черного моря будут убирать не меньше двух лет. Даже внешне чистые пляжи еще не вызывают доверия.

Данила Ноздряков

Фото: Д. Феоктистов/ТАСС,

А. Белкин/ТАСС, С. Мальгавко/ТАСС

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.