
“Мы никогда не думали, что эти роботы продолжат передвижение по Марсу, - заявил ученый из Техасского университета Марк Леммон, участвовавший в создании этих аппаратов. – Нас поражает каждый день их работы. Мы могли лишь мечтать о том, чтобы провести “Оппортьюнити” до кратера Виктория, и вот теперь он там”.
При посадке аппаратов солнечные батареи обеспечивали 900 киловатт - часов электричества в день. Через несколько месяцев подача электричества упала до 400 киловатт у “Спирита” и до 500 у “Оппортьюнити”. Считалось, что главной причиной этого была пыль, скапливавшаяся на панелях батарей. Но затем к изумлению ученых, следящих за работой аппаратов, мощность батарей стала увеличиваться и вновь достигла 900 киловатт!
По сообщению журнала “Нью сайентист”, эти машины словно побывали в автомойке, идеально очистившей их панели. Ученые до сих пор не могут понять, что вызвало эту неожиданную чистку, случившуюся во время марсианской ночи. Команда исследователей, управляющих с Земли работой аппаратов, сообщает, что по крайней мере четыре раза за шестимесячный период сила батарей за одну ночь возрастала на 5 процентов.
Ученые отвергают предположения, что пыль сдули ветры или она стряхнулась сама собой, когда аппарат взбирался на возвышенность. На практике такое невозможно. Не согласны в НАСА и с теорией очистки панелей с помощью статического электричества.
Ведущий полосы Николай Иванов