Первые танки были разработаны в России, и сегодня наша страна - лидер танкостроения...
75 лет назад, в 1943 году, в СССР завершились испытания уникальной разработки - «летающего танка» А-40, или, как его еще называли, КТ-60 («Крылья танка - 60»). Танк этот, вооруженный 20-миллиметровой пушкой и пулеметом, действительно летал со скоростью 130 км/час.
Конечно, А-40 взлетал не сам, а буксировался самолетом. Он представлял собой обычный легкий танк Т-60 массой 5,8 тонны, разработанный в августе 1941 года и уже в сентябре принятый на вооружение РККА.
На новинку сразу же обратил внимание прославленный авиаконструктор Олег Антонов. А что, если прикрепить к нему крылья, подумал Олег Константинович, тогда танки можно будет легко и оперативно транспортировать на нужные участки фронта или доставлять их партизанам.
Сказано - сделано. И уже в декабре конструктор приступил к модернизации Т-60. К танку, как к планеру, крепились крылья и хвост. Собственно, А-40 был не обычным планером, а бипланом с двумя несущими плоскостями.
К апрелю 1942 года на Тюменском заводе №241 был изготовлен опытный экземпляр. Начались испытания машины. Странную с виду конструкцию с помощью троса цепляли к бомбардировщику ТБ-3, который и был движущей силой «летающего танка».
Но несмотря на то что размах двойных крыльев А-40 составлял 18 метров (длина хвоста - 12 м), разогнать его более чем до 130 км/час никак не удавалось. Да и максимальная высота, на которую мощный бомбардировщик мог поднять эту конструкцию, не превышала 40 метров. Дело в том, что вместе с крыльями А-40 весил почти 8 тонн, поэтому никак не хотел взмывать в небо. Так что, промучившись почти год, затею эту оставили: в 1943 году испытания были завершены.
Прыгающий танк - фирменная фишка почти всех советских легких и некоторых средних танков. Самые растиражированные кадры с прыгающими танками показали советскому зрителю еще в довоенном фильме «Трактористы».
По сюжету отставной танкист Клим Ярко в исполнении актера Николая Крючкова рассказывает колхозникам про эти боевые машины, заканчивая короткую лекцию фразой: «Вот что такое танки!» А в это время на экране танк на всем ходу прыгает с трамплина, приземляясь в воду.
В основном, прыгали до и после войны, как правило, так называемая саранча, или многочисленные крейсерские танки серий Т и БТ. А также практически все послевоенные танки серии Т вплоть до той же «Арматы» умеют прыгать, что они и демонстрируют весьма зрелищно во время показательных выступлений.
Кстати, о подводных танках. В 1940 году при подготовке к операции «Морской лев» (высадке на Британские острова) немцы, доработав свой серийный Panzerkampfwagen III, или по нашей классификации Т-3, создали боевую бронированную машину, которая могла передвигаться под водой.
Корпус сделали герметичным. А для забора воздуха (чтобы двигатель мог работать) служил 18-метровый гибкий шланг, который на поверхности воды держал поплавок. Операцию «Морской лев» отменили, но именно эти подводные танки (всего их было переоборудовано до 170 штук) форсировали реку Буг и другие водные преграды при нападении Германии на СССР в июне 1941 года.
Под водой свободно могут передвигаться и советские (российские) танки. Причем все - от послевоенного Т-54 до современной «Арматы». Для этого на них монтируются две трубы - для забора воздуха и выхлопа. Правда, максимальная глубина погружения при этом составляет всего 5 метров. Но и этого вполне хватает для форсирования большинства небольших рек.
60 лет назад на Кировском заводе Северной столицы был разработан и изготовлен так называемый тяжелый атомный танк проекта 279. Нет, он не передвигался посредством атомного реактора, а был предназначен для боевых действий в эпицентре ядерного взрыва. Для этого корпус его был абсолютно герметичен, чтобы туда не попадали зараженные радиацией частицы пыли и воздуха.
Корпус этого танка напоминает два черепашьих панциря (или ракушки), сложенных один на другой полыми сторонами, с такой же сферически плоской башней - еще одним панцирем поменьше. Но именно подобное строение плюс значительная масса (60 тонн) позволяли избежать опрокидывания танка чудовищной ударной волной ядерного взрыва. И эта же конфигурация корпуса сводила на нет все усилия вражеских пушек: при испытаниях снаряды легко рикошетили от брони и улетали в «молоко».
Еще одной особенностью, позволявшей атомному танку быть сверхустойчивым и необычайно проходимым, было четыре гусеницы, а не две, как у обычной бронированной машины. Это обстоятельство позволяло танку легко преодолевать ежи, пни, надолбы и прочие препятствия. А огромный вес этой не такой уж большой «черепахи» объяснялся очень просто: машина имела самую толстую в мире броню, доходившую в лобовой ее части до 305 миллиметров! Даже на самых «твердолобых» немецких танках конца войны она не превышала 200 мм, а у «Тигров» составляла всего 100 мм.
В серию атомный танк не пошел - оно и понятно: это была дорогая «игрушка». Наверное, поэтому примерно в те же годы в США независимо от нас тоже разработали (но так и не изготовили) подобный атомный танк Chrysler TV-8.
Правда, американцы спланировали его уже не тяжелым, а средним. Соответственно, его проект наделили куда более скромными характеристиками и тактико-техническими данными. Но предполагалось, что штатовский танк мог передвигаться и под водой. Что ж, как говорится, кто во что горазд.
Этот вопрос не дает покоя многим поклонникам бронированной техники. Вообще, родиной танка является вовсе не Англия (которая применила их 15 сентября 1916 года в битве при Сомме), а Россия.
Впервые танк (в привычном нам понимании) изобрел в 1914 году русский инженер Александр Пороховщиков (между прочим, дед актера Александра Пороховщикова). И вот ведь парадокс: разрабатывался он для войны, но по причине войны же (Первой мировой) работы над танком свернули.
А уже в 1915 году при поддержке царя Николая II инженер Николай Лебеденко построил царь-танк - циклопического монстра весом 60 тонн, почти 18 (!) метров в длину, 12 в ширину и 9 в высоту. Эта гигантская то ли арба, то ли колесница с экипажем в 15 человек застряла в овраге во время первого же испытания. И осталась там ржаветь. Так что применить его не успели, и он простоял на полигоне несколько лет, пока его не отправили (уже советские власти) на переплавку.
Подготовил
Виталий Карюков.
WIKIPEDIA.ORG,
ТАСС/ Д. Гетманенко,
РИА НОВОСТИ/Д. Коробейников.