На днях в храме Собора Московских святых в Бибиреве прошло освящение необычной иконы «Исцеление кровоточивой жены». На него собрались многие сотни прихожан. Почему это событие неординарное, «Миру новостей» рассказал автор - иконописец Сергей КРЫЛОВ.
Перед этой иконой просят не только избавления от женских недугов и общего мира. Она считается заступницей тех, кто находится в плену, что в условиях СВО приобретает особую значимость. Впечатляют и размер - 130 на 160 см, и вес - более 60 кг. А выполнен евангельский сюжет супругами, палехскими мастерами Сергеем и Тамарой Крыловыми. Уже интересно: поселок Палех Ивановской области больше известен не богомазами, а художниками лаковых миниатюр, которые ни с чем не спутаешь.
На Руси существует многовековая традиция писания икон. Это суздальская, тверская, киевская, новгородская, московская иконописные школы. Палехская иконопись известна меньше, хотя палехских мастеров приглашали расписывать храмы и значимые здания, среди которых, например, Грановитая палата Московского Кремля.
Во времена татарских набегов иконописцы Вязников ушли за непроходимые леса и болота, чтобы поселиться в Палехе. Но после революции большевики запретили писать иконы.
- В то время в большой моде была лаковая миниатюра, - рассказывает Сергей Крылов. - Палехские мастера что-то взяли из старого опыта, что-то подсмотрели в Федоскине и стали делать шкатулки, табакерки, броши. При содействии Максима Горького в Палехе открылось художественное училище. Навыки выпускников пригодились в росписи дворцов пионеров и театральных декораций. Автор знаменитого триптиха «Александр Невский» Павел Корин был выходцем из Палеха.
- Я понимаю палехскую лаковую миниатюру как архив: в ней были зашифрованы иконы. И когда власть перестала преследовать православие, мы, что называется, «распаковались» обратно в иконопись, - объясняет Сергей.
«Исцеление кровоточивой жены» рассказывает о женщине по имени Вероника, которая 12 лет безуспешно лечилась от тяжкого недуга и, отчаявшись, пробралась сквозь толпу, чтобы незаметно прикоснуться к одежде Христа и уйти. Но Иисус почувствовал это прикосновение, сказал женщине вернуться и благословил ее. Именно этот момент и запечатлен на иконе.
Детализация поразительная. В верхней части изображено оливковое дерево. И если присмотреться, то в каждой оливке отражается происходящее. Именно такие мельчайшие детали являются отличительной особенностью палехского стиля, отголоском тех времен, когда художники помещали на маленькую крышку шкатулки целый мир.
Как ни странно, в Палехе до сих пор нет единой мастерской. Люди работают на дому.
- После того как иконописец получает техническое задание - посыл, что хочет человек, - нужно заказать доску, - описывает технологию Крылов. - Доска для забора или, скажем, разделочная не годятся. Для икон используется липа. Желательно, чтобы она выросла в климате, лишенном наших перепадов температур. Из-за морозов древесина местами лопается, под камбием образуется мертвый слой, который создаст неровность.
Заготовку отвозят к столяру, потом к мастеру-грунтовщику. Для грунтовки используется левкас - древняя технология, состоящая из 12 слоев разной плотности, которые стабилизируют изображение. Потом нужно отдать будущую икону на полировку и золочение. На нее наносят специальный клеевой состав. На доску в этот момент должно попадать минимум пыли и волосков. Пока готовится доска, иконописец создает рисунок.
- При этом никогда заранее не знаешь, какой получится икона, - признается Сергей.
Когда доска готова, иконописец приступает к переводу рисунка. Существует множество канонических тонкостей, вплоть до мельчайших деталей церковных облачений, в которых нельзя ошибиться. Батюшка благословляет рисунок - с этого момента икона начинает жить.
Сергей и Тамара работают совместно, в четыре руки.
- Иногда к нам присоединяется кот Кокос. Ложится на колени и добавляет процессу душевного тепла, - говорит Сергей.
Будущие супруги познакомились во время учебы в художественной школе. А кота взяли из приюта.
- На начальном этапе было сложно: мы абсолютно разные люди. Но научились понимать друг друга: я рисую, Тамара потом может править или заполнять контуры. Или наоборот. Мы фактически живем в мастерской и работаем непрерывно. Постоянно в молитве, дышим этим...
«Исцеление кровоточивой жены» - большая икона. Одному человеку не поднять. И в легковую машину она не поместится. Для перевозок нанимали грузовик.
- При этом икона скользкая, как толстый лист стекла. Ее переносили три человека. В храме временно установили на мольберт, но обязательно понадобятся киот и защита стеклом, - объясняет Сергей.
И все же любимая икона Крылова не эта. В соседнем с Палехом селе Красном в храме иконы Божией Матери «Знамение» есть образ Параскевы Пятницы. Говорят, икону привезли из Сербии, она считается чудотворной. Храм никогда не закрывался, и эту икону несколько раз воровали. Но она всегда возвращалась.
- Когда мой отец болел онкологией и нужно было делать операцию, я молился перед этой иконой. Опухоль оказалась незлокачественной! Сергей занимается столярным делом и резьбой по дереву. У него есть хорошая коллекция рубанков и других инструментов XIX века. В свободное время катается на велосипеде и на лодке, удит рыбу, работает на огороде, любит ходить один по лесу.
- А еще хотел бы научиться летать на параплане, - огорошивает меня в конце иконописец.
Галина Погодина
Фото из архива С. Крылова.