В Нью-Йоркской бухте людей первой встречает хранительница города - статуя Свободы.
Мы знаем, как и кем создавалась эта скульптура, как она изменялась со временем, как искали деньги на ее создание и установку... Но чье лицо подарил статуе скульптор, француз Фредерик Огюст Бартольди?
Автор книги The Statue of Liberty: a transatlantic story («Статуя Свободы: трансатлантическая история») профессор Нью-Йоркского университета Эд Беренсон уверяет, что скульптор Бартольди крайне скупо писал, чьи именно изображения он использовал при работе над этой статуей.
- Пытаясь выяснить, кто был прототипом статуи Свободы, мы исходим из своих интерпретаций, - говорит профессор. - Интересно рассматривать лицо этой каменной дамы в формате 3D. Она очень серьезная, даже суровая, ведь это большая ответственность - охранять свободу.
НАША СПРАВКА
Статуя Свободы была открыта 28 октября 1886-го.
Общая высота от основания пьедестала до кончика факела - 92,99 метра (сама статуя - 46 метров).
Для сооружения было использовано 28 тонн меди, 113 тонн стали, 24 500 тонн бетона.
Внутри пьедестала расположен музей, посвященный истории статуи. Чтобы подняться на смотровую площадку, находящуюся в короне, нужно преодолеть 354 ступени по винтовой лестнице.
На постаменте напечатаны строки стихотворения Эммы Лазарус:
Отдайте мне всех тех, кого гнетет
Жестокость вашего крутого нрава, -
Изгоев, страстно жаждущих свобод...
«Отцом» статуи Свободы считается француз Эдуар де Лабулэ - аболиционист, председатель Французского общества против рабства. Горячий сторонник широкой личной свободы, де Лабулэ был профессором сравнительного правоведения в Коллеж де Франс, где прочитал весь курс истории Соединенных Штатов. Он вообще был большим поклонником этой страны, поскольку после окончания Гражданской войны в Америке в 1865-м увидел в США страну будущего.
В конце XIX века де Лабулэ был весьма влиятельным человеком во Франции: депутат Национального собрания, а с 1875-го - пожизненный сенатор. И вот к 100-летию американской Декларации независимости (принята 4 июля 1776-го) он предложил создать статую Свободы и подарить ее Соединенным Штатам в честь окончания рабства и в память о 16-м президенте страны Аврааме Линкольне. К реализации этого замысла де Лабулэ привлек скульптора Фредерика Огюста Бартольди. Тот взял за основу свой эскиз, нереализованный во время его работы над заказанной Египтом статуей «Египет, несущий свет в Азию». На этом эскизе была изображена египетская крестьянка, державшая в руках кувшин баллас, в каких еще со времен фараонов в этих краях женщины носили мед и оливки. Есть версия, что набросок к этому эскизу скульптор сделал под впечатлением от картины Эжена Делакруа «Свобода на баррикадах», написанной в 1830-м.
Этот монумент Бартольди делал по заказу Египта. Статуя должна была быть установлена в городе Порт-Саид и украшать вход в Суэцкий канал, открытый в 1869-м. Египтяне тянули с оплатой работы: после постройки Суэцкого канала и оплаты оперы «Аида», заказанной вице-султаном композитору Джузеппе Верди, казна страны была пуста. В общем, в 1871-м француз получил от властей Египта окончательный отказ. А тут как раз у дэ Лабулэ возникла идея подарка США...
Бартольди с легкостью превратил египтянку, «несущую свет в Азию», в западную Свободу, которая «освещает мир».
Кстати, к юбилею Декларации независимости в Америку прибыла только рука с огромным факелом - Бартольди успел завершить ее к 1876-му. А вот остальная часть статуи прибыла в США лишь десять лет спустя.
Эд Беренсон считает, что Бартольди объединил в статуе Свободы два образа - богини свободы Либертас и Колосса Родосского.
Изображение богини встречается на монетах некоторых стран, например Америки и Швейцарии. А еще на большой государственной печати Франции, где Либертас изображена в короне с семью лучами, совсем как у статуи Свободы.
Находят исследователи и нечто общее у американского монумента с одним из семи чудес Древнего мира - Колоссом Родосским, а также с памятником древнегреческого бога солнца Гелиоса: та же корона с лучами, тот же факел в руке. Его 33-метровая бронзовая статуя была установлена на греческом острове Родос более двух тысяч лет назад.
По одной из легенд, Колосс стоял, широко расставив ноги при входе в порт Родоса, а под ним проплывали корабли. Есть и другая версия: Колосс Родосский был возведен на горе между двумя греческими гаванями. В любом случае эта статуя разрушилась при землетрясении в 227 году до нашей эры.
Есть также мнение, что скульптор Бартольди изображал близкую ему женщину. Это могла быть его жена Жанна-Эмилия, на которой он женился достаточно поздно - в 46 лет. Или горячо любимая им мать - Шарлотта Бартольди. Еще существовала версия, что статуе придано вовсе не женское, а... мужское лицо - брата скульптора Чарльза.
- Возможно, он подсознательно изображал мать, сам того не ведая. Если сравнивать, то, конечно, лицо статуи больше похоже на Шарлотту, чем на других кандидатов.
«Маленькая» Свобода - в Париже
Самая популярная уменьшенная (высота 11,5 метра) копия статуи Свободы находится в Париже на западной оконечности Лебяжьего острова. Эту копию в 1889-м Парижу подарили американцы, благодарные французам за свою статую. Статуя обращена в направлении нью-йоркского монумента.
Самая распространенная версия: Бартольди придал статуе Свободы лицо некоей
Изабель Эжени Бойер.
Изабель родилась в Париже, ее отец-кондитер был выходцем из Африки, мать - англичанка. Еще в ранней молодости девушка стала моделью и натурщицей. Вскоре юная красавица отправилась покорять мир, путешествовала по мировым столицам. В Лондоне Изабелла познакомилась с Айзеком (Исааком) Зингером - американским изобретателем, промышленником, основателем фирмы по выпуску швейных машин «Зингер».
В богемной тусовке Айзек славился и как известный ловелас. Красота юной модели совершенно пленила 52-летнего донжуана, жившего, к слову, в тот момент на две семьи и имевшего уже 12 детей.
С законной женой Зингер развелся, прекратил отношения и с другой пассией, а в 1863-м заключил брак с 22-летней Изабеллой. Бойер родила ему еще шестерых детей. В браке они прожили до самой смерти Зингера в 1875-м.
Изабелла стала наследницей огромного состояния. Правда, пришлось судиться с многочисленными отпрысками умершего супруга. В итоге все деньги Зингера достались именно ей.
Богатой вдовой Изабелла пробыла не слишком долго: уже через пару лет она вышла замуж за известного скрипача Виктора Ройбстета и получила титул графини Кампоселице.
Жизнь графини, остававшейся и в 40 с небольшим лет удивительной красавицей, била ключом. Она слыла модницей, была желанной гостьей светских раутов и звездой модных салонов.
Именно в это время Изабелла познакомилась с Фредериком Огюстом Бартольди, увидевшим в ней образ своего будущего шедевра - статуи Свободы. Есть мнение, что у них случился мимолетный роман. Именно поэтому ее лицо скульптор и увековечил в главном символе Америки.
Изабелла Бойер после кончины второго супруга вышла замуж в третий раз - за коллекционера произведений искусства Поля Сохежа. Скончалась Изабелла Бойер в 1904-м.
Олег Перанов
Фото: WIKIPEDIA.