6 ноября 2013 в 10:55

Бизнесмен из Йошкар-Олы подарил жене школу-Диснейленд

Об этом учебном заведении не пишут журналисты - позитив нынче не “в тренде”. О нем не говорят депутаты и чиновники от образования- увязли в собственных реформах, да и вряд ли им интересно, что где-то в Йошкар-Оле есть школа-сказка. Да не просто сказка, а признание в любви.

О существовании школы в духе Диснейленда мы узнали от московских старшеклассников - ребята нашли в социальных сетях и прислали в “Мир новостей” снимок здания, построенного при весьма необычных обстоятельствах.

Сергей Мамаев - главный куратор учебного заведения

Какое начало выбрать для нашей истории? Завязку в романтическом стиле? Один бизнесмен так любил свою жену-учительницу, что превратился в волшебника из известной пьесы Евгения Шварца и подарил супруге “Обыкновенное чудо”.  Школа, построенная Сергеем Мамаевым, так, кстати, и называется. И в ней можно найти не только камин - точь-в-точь как в сказке, но и настоящих принцесс - пешими или верхом на лошадях.

Или начать с проблем? В непростые времена, когда наша страна поставила крест на образовательных программах, помогающих обучать и воспитывать детей, и зациклилась на вопросах, связанных с ЕГЭ, небольшая группа педагогов в Марий Эл постаралась оградить школу от разрушительных перемен. Здесь до сих пор “сеют разумное, доброе, вечное” без оглядок на тесты, баллы и коэффициенты.

Для рассказа об “Обыкновенном чуде” подходит любой из вариантов. Каждый правдив, но романтика, проблемы - это так, декорации. Как и внешний вид провинциального учебного заведения. Не в них смысл.

Знаете, какое слово чаще всего слышат школьники? И нам, взрослым, не реже “полируют” им мозги на родительских собраниях. Типичный. Типичное поведение, типичный представитель своего поколения, типичные ошибки. И сама школа типовая. Никому не нужны индивидуальность и неординарность. Их вытесняют шаблоны и модели. Дети чувствуют себя частью технологического процесса, болванками на шлифовальном станке, но не личностями. А они не хотят быть одинаковыми. И конвейера не хотят.

“Не важно, что думают об йошкар-олинской школе архитекторы: китч или крутой дизайн. Ученики довольны. Им показали: вы особенные, - так прокомментировали фотографию из Марий Эл московские старшеклассники. - И малышня, наверное, в восторге. Чем плоха жизнь в Диснейленде?”

ВЧЕРА - РУИНЫ, СЕГОДНЯ - ЗАМОК

“Муж построил школу за два года. Проект разработал местный архитектор Анатолий Кривцов, - вспоминает директор “Обыкновенного чуда” Татьяна Мамаева. - Фактически они спасли учебное заведение. Был 1998 год, российская система образования резко поменяла направление - закрывались многие проекты, чиновники отказывались от экспериментов в школах. А мы как раз были в числе тех, кто пытался совместить детсадовское воспитание и программу начальных классов. В общем, попали в список “счастливчиков” - у нас забрали базовое учреждение. И тогда мой супруг, владеющий крупной издательской фирмой и имеющий отношение к образованию (учился в педагогическом вузе), взял ситуацию в свои руки. Красивое здание появилось не сразу. В первый год у нас был старый детский сад с гнилыми полами, маленькие закутки, где дети ели, играли и спали. Сейчас даже не верится”.

К 2013 году школа преобразилась до неузнаваемости. Новое оборудование в кабинетах для старшеклассников, игровые уголки и уютные спальные комнаты для ребят из начальной школы. Парты-трансформеры с регулируемой высотой. Туалеты для каждого класса. Роскошный актовый зал, бассейн. Кабинеты психолога с пещерами и условиями для водной и песочной терапии.

В стенах учебного заведения действует институт комплексной сказкотерапии - с помощью специальных методик и профессиональных консультантов родители учатся правильно воспитывать детей, преодолевают возрастные и семейные кризисы.

После уроков подростки занимаются конкуром в конноспортивном комплексе. Или участвуют в психологических тренингах “Рыцари круглого стола”, “Властелин чудес” и “На пути к женственности”.

“Нет, ребята не станут королями и королевами, - отшучивается Татьяна Мамаева. - И не будут витать в облаках. Преподаватели учат их основам бизнеса и экономики. В свои 15-16 лет они понимают, что такое организация производства, реализация продукции, прибыль и многое другое. Детей готовят к реальной жизни, а не к путешествию по Зазеркалью”.

“Обыкновенное чудо” - это 351 ученик и 120 сотрудников учреждения. Учебное заведение состоит из центра для малышей до 3 лет, начальных классов и средней школы.

“У нас было шесть выпусков. Все воспитанники поступили в университеты и академии, - говорят педагоги. - По результатам школа - одна из лучших в городе, но мы не ориентируемся на ГИА и ЕГЭ. 10-11-й классы сами выбирают, какие предметы требуют большего внимания. Дети и взрослые дорожат своим временем”.

КТО ПЛАТИТ ЗА ЧУДЕСА?

“Наша школа - муниципальное учреждение. И, конечно, мы зависим от государства. Особенно с учетом того, что нас можно отнести к малокомплектным учебным заведениям, - рассуждает администрация йошкар-олинской школы. - Государство дает педагогам зарплату. Но мы не выжили бы без софинансирования - помогают родители”.

Размеры этой помощи - от 5 до 8 тысяч рублей в месяц. Много? Для сравнения попробуйте суммировать расходы родителей московских и питерских школьников на репетиторов, регулярные подарки учителям, ремонт классов, учебные пособия, различные праздники, кружки и секции. Ну и кто в итоге тратит больше?

“У нас в оплату включено питание детей, дополнительные занятия, покупка необходимых материалов. Проблем не возникает, потому что мамы и папы имеют доступ к информации”, - поясняет директор учебного заведения Татьяна Мамаева.

БЕЛЫЕ ВОРОНЫ

В 2013 году ученики школы “Обыкновенное чудо” организовали движение “Дорога добра”. Создали собственный сайт и обратились к ровесникам из других регионов России с предложением: “Давайте общаться и дружить”. Подростки переписываются с ребятами из Саратовской, Курской и Ярославской областей, из Чувашии, Татарстана, Чукотского автономного округа. Присылают друг другу фотографии, рассказывают смешные и грустные истории из своей жизни.

“Мы рады, что дети сами проявили инициативу, - признаются учителя. - Для кого-то они белые вороны, которые еще верят в доброту и готовы писать письма незнакомым людям. А для кого-то - надежда, что такие романтики сделают страну лучше. В самом начале истории “Обыкновенного чуда” был момент, когда после начальной школы выпускной класс полностью перешел в другое учебное заведение - мы тогда еще не занимались средним звеном. Наши ребята казались новым учителям и сверстникам инопланетянами. С той поры мы стараемся держать баланс, чтобы детям было комфортно и в школе, и за ее пределами. Они отличаются от своих ровесников, но это отличие не обернется для них разочарованиями в будущем”.

 Анна Бессарабова,

фото Андрея Лазарева

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ