Муж погибшей стюардессы Ан-24 в авиакатастрофе под Амуром рассказал подробности.
Как показал анализ речевого самописца, все системы Ан-24, разбившегося в Амурской области, работали исправно. Эксперты рассматривают несколько версий авиакатастрофы, в том числе - человеческий фактор...
Погибшая стюардесса рокового рейса ИК-2311 Хабаровск - Благовещенск - Тында 43-летняя Анастасия Бессмертная была безумно влюблена в небо. По словам ее коллег и мужа, она всегда отправлялась в очередной полет с улыбкой и легким сердцем. Но в этот раз Настя думала отказаться. Единственное, что ее остановило, - предположение, что в этом случае компания отправит ее работать в начале августа, а она хотела посвятить эти дни своим любимым дочуркам - 13-летней Даше и 8-летней Маше. Подготовить их к школе...
Напомним, 24 июля в 13.05 по местному времени Ан-24 разбился в 15 км от Тынды при заходе на второй круг. Экипаж из 5 человек и все 43 пассажира, среди которых было семь детей, погибли.
«Увы, звучная фамилия Бессмертная не оказалась для нее пророческой. Анастасия погибла вместе со всеми пассажирами. 1 августа у моей жены должен был быть день рождения, ей бы исполнилось 44 года...» - рассказал «Миру новостей» муж Анастасии Виталий Бессмертный.
Он летчик со стажем, а сейчас бортинженер. Сама Анастасия летала 20 лет, 17 из которых проработала в авиакомпании «ИрАвиа», той самой, которую впоследствии переименовали в «Ангару». Вместе с ней в этой же авиакомпании работал и ее супруг - сначала бортмехаником, а затем пилотом.
Когда рейс Анастасии рухнул в лес, немного не дотянув до посадочной полосы в Тынде, Виталий тоже находился в воздухе.
«В тот день, 24 июля, я вернулся из рейса. Летал по маршруту Иркутск - Талакан - Иркутск. Пока в полете был, ничего не знал об этой катастрофе, - со слезами на глазах говорит Виталий, он до сих пор не может поверить в то, что Насти больше нет. - Как только вышел из самолета, мне посыпались эсэмэски какие-то, сообщения... Я поначалу не поверил, подумал - ошибка. Но... Вот так и узнал. Еле до дома добрался, где меня ждали дочки, теща и мама. Все это невозможно сказать словами».
После трагедии Виталий пытается ухватиться за единственное, что представляет для него ценность - его дочери. О трагедии с маминым рейсом девочки узнали из новостей. Виталию оставалось лишь подтвердить то, что и так уже поняли его за одни сутки повзрослевшие девочки - мамы больше нет.
«Я не умею врать, скрывать, да и зачем...» - с трудом заново переживает тот ужасный момент бесстрашный летчик Виталий Бессмертный.
Виталий и Анастасия познакомились на работе. Оба были молодые, влюбленные в небо и просто не могли друг другу не понравиться.
«Мы познакомились в «ИрАвиа» на одном из корпоративных вечеров, - вспоминает Виталий. - Помню, ее многие там добивались, ведь она такая красавица! Многие эту историю знают... Да, добивались, добивались, а она никого не принимала. Мы выбрали друг друга, и никто не смог нам помешать. Она вышла за меня замуж, родила двоих дочек. Мы очень любили друг друга... Не знаю, как дальше жить. Стараюсь держаться, мне ведь девчонок надо теперь поднимать».
В то, что катастрофа произошла из-за ошибки экипажа, Виталий, имеющий за плечами тысячи часов налета, не верит. Тем более что пилота рокового рейса Вячеслава Логвинова он знал лично.
«Я могу рассказать о командире этого погибшего экипажа - Вячеславе Ивановиче Логвинове. Я с ним много лет отработал, летали вместе 8 или 9 лет. На разных самолетах. Он сначала был вторым пилотом, потом стал командиром экипажа. Профессионал он был. Не верю, что Слава мог совершить какую-то ошибку. Не верю в это! Уверен, что он до последнего делал все что мог, - убежден Виталий Бессмерный. - Скорее всего, была какая-то неисправность, а может быть, из-за того, что на аэродромах сейчас глушилки ставят. А как лететь, если связи нет, не видишь, куда летишь и где земля? У меня в этот день тоже вся система отказала из-за этих глушилок, можно сказать, вслепую долетели...»
Как выяснилось, погодные условия в момент авиакатастрофы были приемлемые и видимость под крылом - порядка 1000 метров. Некоторые эксперты предполагали, что, возможно, экипаж снизился ниже 1000, поскольку меньше этого минимума приборы на стареньком Ан-24 уже не показывают, и из-за этого врезался в сопку. Виталий Бессмертный в эту версию не верит.
«Логвинов не мог бы пойти на минимум! Не стал бы снижаться. Он там все наизусть знал, всю местность, каждую сопку. Любой пилот делает все возможное, чтобы пассажиры уцелели... Может быть, какой-то отказ случился. Отказ двигателя самолета или еще какая-то неисправность. Я ведь сам попадал в авиакатастрофу. В 2011 году», - говорит Виталий.
Тогда, в августе 2011-го, Виталий Бессмертный попал в авиакатастрофу на таком же Ан-24. Пассажирский борт той же компании «Ангара» (тогда еще «ИрАэро»), пытаясь совершить посадку в аэропорту Благовещенска, столкнулся с крайне редким и труднопрогнозируемым погодным явлением - сдвигом ветра. Самолет Виталия отклонился от курса и совершил аварийную посадку в лесу, расположенном в 200 м от посадочной полосы. Трагедии тогда удалось избежать благодаря тому, что сам Виталий оперативно выкрутил лопасти. Это помогло выжить 41 человеку на борту - 36 пассажирам и 5 членам экипажа. 12 человек, включая самого Виталия, тогда получили различные травмы, но никто не погиб.
«Мы упали в непроходимом лесу. Это был такой же самолет Ан-24, на котором разбилась Настя. Тогда много было пострадавших. Самолет не загорелся. Помню, я был в шоковом состоянии. На фюзеляж падали деревья, весь в крови... Керосин разлился, у меня голова в трех местах пробита, ничего не вижу. Схватил, что нашел в самолете, вытер кровь. Потом начал вытаскивать людей. А дверь заклинило. Тогда я ее выбил кулаком, началась эвакуация. Одна женщина провалилась в дыру, образовавшуюся в днище самолета. Не знаю, откуда у меня силы взялись, но мы ее вытащили вместе с двумя пассажирами. Форточку аварийную открыли. Из самолета я вышел самым последним...»
Сейчас Виталий со скорбью вспоминает, что несмотря на свою любовь к небу и полетам, которую Анастасия пронесла через всю жизнь, именно в эту, ставшую для нее роковой, командировку она лететь не хотела.
«Командировка началась 21 июля, а вернуться Настя должна была 3 августа. Она не хотела туда лететь. Накануне ее вылета мы долго общались. Я был в Иркутске, а она в Хабаровске. Не хотела в Тынду лететь, - повторяет Виталий еле живым голосом. - Во время того, ставшего нашим последним телефонным разговором, Настя была весела, никаких предчувствий беды у нее не было. Мы говорили о детях, о планах после ее командировки. 1 августа у жены должен был быть день рождения, но она не переживала, что проведет его не с нами. Говорила: отработаю - отметим!»
На вопрос, боялась ли Анастасия летать на стареньком АН-24 производства середины 70-х годов, Виталий ответил однозначно: «Нет, не боялась! Она к нему привыкла, много лет летала и вообще ничего не боялась... Она просто не хотела лететь... У меня был ранний вылет, 24 июля. Настя говорила: «Если я сейчас не полечу, меня потом отправят... Где-то в августе. Я лучше сейчас слетаю, а потом буду девочек в школу собирать».
24 июля 2025 года жизнь Анастасии Бессмертной, 5 членов экипажа и еще 43 пассажиров оборвалась вместе с рейсом Ан-24 авиакомпании «Ангара». За 15 км до Тынды, в лесу Амурской области. Больше всего на свете Анастасия Бессмертная любила двух своих дочек, мужа и небо. Небо, откуда она уже никогда не вернется домой.
Анна Рачинская
Фото: Дальневосточная транспортная прокуратура,
социальные сети.