Итак, свершилось. После долгих дискуссий федеральные чиновники определились, что делать с Байкалом.
Выбран вариант, который правительственная комиссия будет предлагать депутатам Госдумы для голосования во втором чтении.
Документ предлагает разрешить сплошные рубки в центральной экологической зоне Байкальской природной территории (ЦЭЗ БПТ) «в целях воспроизводства лесов». Речь о рубке насаждений, утративших «средообразующие, водоохранные, оздоровительные» и другие функции. Хотя, по мнению ряда специалистов, этими наукообразными словами чиновники пытаются декорировать грядущее экологическое варварство.
Согласно законопроекту, в зоне Байкала будет разрешен перевод земель лесного фонда в иные категории по согласованию с комиссией (состоящей из чиновников правительства, администрации президента, депутатов Госдумы и сенаторов - короче, больших знатоков!). Предлагается разрешить строить на таких землях дороги, коммунальные сети, инженерные объекты и кладбища. Даже дилетанту нетрудно понять, что принесут озеру те мутные потоки грязных стоков, которые хлынут туда с началом строительства этих «объектов».
Те, кто заседал в правительственной комиссии, вероятно, забыли или не удосужились вспомнить, что БПТ находится под охраной ЮНЕСКО, что на этой территории запрещено строительство новых хозяйственных объектов (а также реконструкция действующих) без положительного заключения государственной экологической экспертизы. А в ЦЭЗ БПТ (Байкал с островами, прилегающая к озеру водоохранная зона и несколько особо охраняемых природных территорий) действуют еще более жесткие ограничения. Например, запрещены практически вся промышленная деятельность и застройка нетронутых участков. Выходит, решением правительственной комиссии мы, Россия, отказываемся от особого статуса?
В первом чтении законопроект был принят Госдумой в июле 2023 года. Подготовившая документ межфракционная группа депутатов и сенаторов предложила разрешить сплошные рубки в ЦЭЗ БПТ. К проекту прилагался перечень из 75 участков (общей площадью до 600 га), где можно рубить лес и строить гидротехнические сооружения. Оппоненты в Госдуме назвали документ «похоронами священного озера».
В Минприроды нынче мамой клянутся, что поправки в законопроект связаны лишь с тем, «чтобы дать шанс местному населению жить в комфортных условиях», с отремонтированными дорогами, канализацией и коммунальными объектами. Вспомнили о людях! Точнее, нашли предлог для «освоения территории»!
Самое любопытное в сегодняшней ситуации, что в конце 2023 года правительство России требовало доработать проект по Байкалу, прямо указывая, что предложение узаконить сплошные рубки и перевод земель лесного фонда в другую категорию в ЦЭЗ БПТ противоречат Лесному кодексу РФ. Во как! Первый зампред Комитета Госдумы по экологии Вячеслав Фетисов даже заявил: если бы не жесткие нормы закона о защите Байкала, принятые в 1999 году, «за эти годы там вокруг вырубили бы все». То есть за год позиция правительства изменилась на противоположную. Что же произошло? В высоких кабинетах договорились с лоббистами проекта?..
Сплошные рубки погибших деревьев — это санитарные рубки, лишь названные по-другому, полагает эксперт природоохранного проекта «Земля касается каждого» Михаил Крейндлин, добавляя, что именно против этого общественники и выступали с момента появления законопроекта. В межрегиональной общественной организации «Экспертный совет по заповедному делу» опасаются, что снятие запрета на рубки в ЦЭЗ БПТ «станет стимулом к уничтожению здоровых насаждений, например, путем поджога для признания их погибшими и коммерческого использования древесины». Как говорится, стоит только начать!
Вердикт правительства возвращает нас на полвека назад, снова поставив перед обществом острый вопрос: хватит ли у граждан воли и решимости отстоять Байкал?
Григорий Алексеев.