26 мая 2015 в 08:52

Безработным государство не поможет?

Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев предложил правительству сэкономить на безработных. По его мнению, ситуация на рынке труда не так уж плоха. «Мир новостей» познакомился с картиной безработицы поближе.

Согласно антикризисному плану правительства, на «дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ» в федеральном бюджете этого года зарезервировано 52,2 млрд руб. «Дополнительные мероприятия» заключаются в первую очередь в создании оплачиваемых государством временных рабочих мест и профессиональном переобучении потенциальных и реальных безработных. На сегодняшний день подобные программы действуют в Алтайском крае, Татарстане, Самарской и Тверской областях. Социальный блок кабмина планировал распространить программы еще на четыре субъекта Федерации. Но, видимо, зря.

Свою позицию Улюкаев обосновывает свежими цифрами статистики. По словам министра, нынешний уровень безработицы «соответствует уровню 2013 года и значительно ниже уровня общей безработицы предкризисного периода (I квартал 2008 года)». На первый взгляд придраться не к чему. По данным Росстата, в марте 2015 года в соответствии с критериями Международной организации труда безработными считались 4,5 млн человек, или 5,9% экономически активного населения страны. Для сравнения: в 2008 году уровень безработицы составлял 6,2%, в 2009-м - 8,3%.

Еще более радужны вести с российских «бирж труда»: в учреждениях службы занятости в качестве безработных зарегистрирован всего миллион человек. Это меньше, чем год назад (1,12 млн), и гораздо меньше, чем в разгар предыдущего кризиса (в марте 2009-го количество официальных безработных составляло 2,52 миллиона).

Однако социологи явно портят картину: по данным ВЦИОМа, почти треть опрошенных россиян сообщили в апреле о том, что в последние несколько месяцев кто-то из их близких и знакомых потерял работу (в январе таких было 24%). О той же тенденции свидетельствуют данные интернет-портала HeadHunter, специализирующегося на предоставлении услуг по поиску работы и рабочих рук. По итогам I квартала 2015 года спрос на трудовые ресурсы снизился относительно I квартала 2014 года на 5%, при этом количество размещенных резюме выросло на 35%. На одну вакансию в России претендуют сегодня в среднем семь человек (год назад было пять). Самый высокий уровень конкуренции на рынке труда зафиксирован в Краснодаре и Санкт-Петербурге, где на одну вакансию имеется 12 претендентов. Самый низкий - в Перми (пять человек на одно вакантное место).

Низкое число официально зарегистрированных безработных в первую очередь связано с маленьким размером пособия по безработице, считает директор Центра трудовых исследований НИУ «Высшая школа экономики» Владимир Гимпельсон. Лишившись работы, люди предпочитают не становиться на учет, а искать работу, используя неформальные связи, или же браться за любой подвернувшийся под руку источник средств существования.

Такой тип активности помогает гражданам пережить кризис, но он же заставляет людей браться за временную подработку, а работодателя - отказываться от создания качественных рабочих мест. Вместо одного квалифицированного, но дорогостоящего сотрудника работодатель предпочитает нанять трех, обладающих меньшей квалификацией, но более дешевых. Таким образом, качество товаров и услуг неизбежно падает.

Парламентская оппозиция тоже не верит благополучным цифрам Росстата. «Официальные данные по безработице реальной ситуации не показывают, - уверен один из лидеров фракции «Справедливая Россия», вице-спикер Госдумы Николай Левичев. - Особенность российского рынка труда состоит в том, что рецессия начинает бить прежде всего по реальной заработной плате и только потом увеличивает число безработных».

Депутат-коммунист Вячеслав Тетекин направил письмо на имя председателя правительства с требованием отклонить предложение Минэкономразвития. «Прекращение субсидий на поддержку занятости грозит сворачиванием местных социальных программ и усилением социальной напряженности», - указывает депутат. Парламентарий прозрачно намекает на то, что если властям так уж хочется сэкономить, то есть способ лучше: на фоне трудностей, с которыми сталкивается население, «неприемлемым диссонансом выглядят зарплаты ряда чиновников госкомпаний в 15-20 млн руб. в месяц без учета годовых премий и иных выплат».

Материал подготовил Андрей Владимиров

Фото PHOTOXPRESS

КАК СЧИТАЕТ РОССТАТ?

Уровень безработицы, исчисляемый по методологии Международной организации труда (МОТ), то есть с учетом опросов населения, вполне объективен, но определение «занятые экономической деятельностью» слишком широко и дает возможность государству умыть руки. «Методология МОТ включает в число занятых лиц, торгующих, например, у дороги картошкой или яйцами», - отмечает Сергей Уланов, руководитель центра уровня и качества жизни Института социальной политики.

 

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ