В последние годы в столице ударными темпами идет застройка бывших промзон.
Прокатитесь-ка по Московскому центральному кольцу - сплошь новостройки. Людям предлагают тут жилье, в том числе премиум-класса. И стоять оно может на земле первого класса. Первого класса опасности…
В советское время здесь находились машиностроительные и судоремонтные заводы, предприятия пищевой, легкой, химической промышленности. В лихие 90-е большинство заводов и фабрик остановились. Производственные помещения сдали в аренду под офисы, склады, мелкое производство. Часть зданий и территорий просто забросили. Но свободных мест для строительства жилья в городе почти не осталось, поэтому власти и компании-застройщики начали редевелопмент - переделку промзон в жилые комплексы. На рекламных проспектах разноцветные фасады домов, синее небо, яркое солнце, по линеечке высаженная зелень, счастливые семьи. Но потенциальные покупатели вправе знать о том, о чем в рекламных брошюрках не пишут. Предлагают вроде бы город мечты, а на поверку - троянского коня.
Градостроительная политика московских властей проста как пареная репа. Коль город в своих обычных границах закончился, делаем «перезагрузку» на раз, два, три.
Раз: устаревший малоэтажный фонд идет под реновацию. Вырастают дома с этажностью 25+. Занят тот же кусок земли, а людей в 10 раз больше!
Два: сносим все, что мешает жилой недвижимости, в том числе гаражные кооперативы.
Три: белых пятен на карте Москвы быть не должно. Прежде всего промзон. Многие из них расположены крайне удобно с точки зрения транспортной доступности. Некоторые в пределах ТТК. Некоторые чуть дальше, но все же в пределах МКАД. Правда, иногда ж/д пути проходят вплотную к домам и пассажиры заглядывают вам в окна. Но разве ж это беда?
В промзонах вдоль Москвы-реки кварталы бизнес-класса растут как грибы: район станции метро «Павелецкая», бывшая территория заводов ЗИЛ, «Серп и Молот», Бережковская и Шелепихинская набережные, набережная Тараса Шевченко и т. д. Но насколько они экологически безопасны? Большой вопрос.
К 2028 году на территории бывшей промзоны «Черемушки» появится ЖК по программе реновации. Жилой комплекс будет располагаться между улицами Дмитрия Ульянова и Большой Черемушкинской, недалеко от станции метро «Академическая». Новые дома планируют возвести на площади примерно 3 тысячи «квадратов». Будущим жильцам обещают площадки для занятий спортом, зоны отдыха, детские городки, места для прогулок. А еще камеры видеонаблюдения, современные лифты и комнаты для консьержей в подъездах.
Между тем во времена СССР буквально в 80 метрах от будущей стройплощадки работал ядерный реактор на тяжелой воде Института теоретической и экспериментальной физики им. Алиханова (ныне входит в НИЦ «Курчатовский институт»). Реактор запустили еще в 1949 году, а сейчас постепенно выводят из эксплуатации.
По словам физика-ядерщика, эксперта программы «Безопасность радиоактивных отходов» Андрея Ожаровского, этот случай неуникален: Москва считается центром ядерной промышленности.
- Есть ядерный кластер Москворечья, Щукина. Ну и вот в Черемушках тоже. В теории (подчеркну - в теории!) бывают ядерные радиационно-опасные установки, на которых не происходило аварий или хаотичных захоронений радиоактивных отходов. Но вот по опыту Щукина и Москворечья мы видим, что так бывает не всегда, поэтому здесь требуется обследование, - утверждает эксперт.
В 2008 году при строительстве дома на пересечении бульвара Рокоссовского и Открытого шоссе нашли радиоактивные отходы - свыше 20 очагов загрязнения, в 150 раз превышающих норму! Они фонили под сквером, который в народе называли «Зеленая горка». Если верить заявлениям застройщика и властей, то все отходы вывезли. Дай-то бог.
В Черемушках сложнее. Помимо самого реактора, на территории находился целый комплекс исследовательских установок. В процессе их работы тоже появлялись радиоактивные отходы.
- В случае строительства возможен разнос радиоактивной пыли. Люди, которые находятся рядом, те же строители, могут серьезно пострадать. Негативное воздействие может проявиться сразу или через несколько лет, - уверен Андрей Ожаровский.
Чтобы построить на месте бывшей промзоны жилье, застройщики должны заменить устаревшие инженерные коммуникации, провести рекультивацию грунта, снести имеющиеся строения или реконструировать то, что представляет ценность, обеспечить хорошую транспортную доступность. Основная морока как раз с почвой. Она же - главный источник опасности.
Как утверждает экологическая организация «Зеленый фронт», недобросовестные застройщики стараются понизить класс опасности земли. То есть I класс (чрезвычайно опасный), к которому относятся производства химической промышленности и те, что связаны с радиоактивными отходами, выдают, к примеру, за умеренно опасный (III класс). И тогда уже не надо снимать метры грунта вглубь и завозить новый - чистый. Но даже после этого строить на участке высшего класса опасности можно только нежилые здания. Застройщик в этом не заинтересован, считают в «Зеленом фронте».
А как проверишь? Контролирующие органы приходят на объект по расписанию, и состоят они из тех же чиновников, которые дают согласие на строительство. Представителей общественности и экозащитников на стройплощадки и вовсе не пускают. Грязные «хвосты» вылезают позже, когда уже ничего не переделаешь.
Ученые географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова недавно исследовали почвы на детских площадках Москвы - выясняли, насколько они загрязнены токсичными элементами.
Исследование проходило в пяти административных округах столицы - в районах с крупными промышленными предприятиями и интенсивным дорожным движением. Среди площадок были как дворовые, в том числе рядом с МКАД и ТТК, так и вблизи промышленных зон.
В почвах определяли содержание 17 токсичных элементов. Для большинства выявленных веществ концентрации оказались выше регионального геохимического фона. Среди основных источников накопления строительные отходы (22%), транспортные выбросы (17%), ближайшие предприятия машиностроения и металлообработки (14%).
По словам одного из авторов исследования, профессора геофака МГУ Натальи Кошелевой, наибольшее превышение - в 3-4 раза - характерно для сурьмы и свинца. Концентрации цинка, меди, мышьяка и кадмия в 2-3 раза больше нормы, висмута и молибдена - в 1,7 раза.
Особое внимание уделили мелкодисперсным взвесям. Именно они легче всего попадают в организм при дыхании и через кожу. В этих фракциях содержание загрязняющих элементов оказалось в разы выше, чем в почве. Максимальные уровни зафиксированы рядом - даже гадать не надо - с промышленными зонами и крупными транспортными магистралями, а также во дворах-колодцах. Именно этой конфигурацией грешат новейшие ЖК, где естественная вентиляция воздуха крайне затруднена.
Квартиру при желании вы можете купить. А вот здоровье - увы!
Игорь Репкин
Фото: Нейросети.