Оказывается, даже в наших северных краях настоящие энтузиасты поездок «на двух колесах с педальным приводом» регулярно совершают декабрьские, январские, февральские рейды по дорогам и тропинкам. Желая опровергнуть устоявшееся среди большинства сограждан мнение о том, что понятия «зима» и «велосипед» несовместимы, энтузиасты решили организовать 9 января 2016 года первый в России зимний велопробег.
ГЛАВНОЕ - ЭКИПИРОВКА
У оппонентов зимней езды на байках два главных аргумента «против»: «Скользко!» и «Обязательно замерзнешь!». Однако за контраргументами далеко ходить не надо. Современные модели одежды для активного отдыха вполне гарантируют байкеру-«зимнику» комфортные температурные ощущения даже в мороз. Термобелье, теплые флисовые куртки, ветрозащитные костюмы, специальные ботинки и перчатки... Столь же легко можно подстраховаться и на случай гололеда. В магазинах теперь полно специальной шипованной зимней резины - для разных типов велосипедов и с разной степенью «зубастости».
Так что в действительности самое трудное на пути к увлечению зимним вело - преодолеть врожденное предубеждение к такому варианту активного отдыха. С этой задачей справились уже многие. В разгар «несезона» увидеть человека, «гарцующего» на велосипеде, сейчас отнюдь не редкость. Кто-то выезжает на пару часов, чтобы покрутиться по дорожкам в ближайшей лесопарковой зоне, кто-то устраивает на заснеженном склоне оврага импровизированную трассу для горных велосипедов, ну а некоторые энтузиасты отправляются в настоящие путешествия.
ЗИМНЯЯ РОМАНТИКА
На протяжении десятка лет мне выпала удача участвовать в зимних велопоходах вместе с командой двухколесных туристов. Мы уже привыкли отправляться по субботам и воскресеньям в походы по Подмосковью.
...Субботним утром, еще в сумерках, вывожу своего двухколесного «скакуна» из домашнего «стойла». Начальная - технологическая часть путешествия - к железнодорожной станции. Оттуда электричкой до заранее назначенного пункта сбора группы.
Наконец наступает черед собственно путешествия. Первые километры по маршруту - своеобразная обкатка. Встречаются участки, где грязно-белая снежная каша перемолота-перемешана колесами машин, а посреди проезжей части местами подкарауливают бугристые лепешки льда. А вдруг сейчас велосипед на этих наледях крутанется и я со всего размаха ка-ак... Но нет, ничего, едем, не падаем (хвала шипованным покрышкам!).
- Сотрудники ГИБДД «велозимников», аккуратно едущих ближе к обочине, практически никогда не останавливают. Ведь мы же ничего не нарушаем: в правилах нет запрета на велосипедную езду в зимние месяцы, - замечает по этому поводу один из зачинателей «снежного» велотуризма в Москве Георгий Черных. - Правда, у меня был однажды, еще много лет назад, случай. Отправился как-то по Пятницкому шоссе прокатиться. Туда проехал мимо поста ГАИ, что расположен на пересечении с Малым бетонным кольцом, нормально, а на обратном пути меня инспектор тормозит: мол, нельзя зимой по трассе ездить! Оказывается, незадолго перед этим на Пятницком случилась автомобильная авария, вот гаишники и активизировались. Пришлось мне тогда добираться до дома в объезд...
...Несколько ходовых часов пролетели незаметно. Итог для короткого зимнего дня вполне весомый: до сумерек наша группа успела, не особо напрягаясь, намотать на колеса более 50 километров. По меркам классических зимних туристов-лыжников, это очень серьезное походное расстояние, а тут фактически легкая прогулка.
ПРАДЕДЫ ПЕДАЛИРОВАЛИ КРУГЛЫЙ ГОД
Традиции зимних велосипедных катаний в нашей стране уже более 125 лет. Еще в конце XIX века, когда «бицикли» только-только получили распространение в Российской империи, выпускавшийся тогда журнал «Циклист» регулярно публиковал материалы под рубрикой «Велосипед зимой». Почитав их, можно узнать, что наши прадеды-энтузиасты педалировали круглый год и даже устраивали массовые велопрогулки, шоссейные гонки и многодневные путешествия на двухколесных «скакунах» в самый разгар зимы.
120 лет назад великий писатель (и по совместительству заядлый циклист) Лев Толстой в интервью журналу недоумевал, что в Москве не очень активно ездят в снежную пору: «Мои знакомые в деревне ежедневно пользуются велосипедом и зимой!»
Знаменитый московский гонщик М. Дзевочко писал: «Кататься зимой лучше всего от минус 3 до минус 7 градусов. Падения зимой не приносят столько неприятностей, как летом. Зимой вы не запачкаете платья и не ушибетесь сильно, а полежать в рыхлом снегу иногда даже приятно...» «Самокатчики» из Нижнего Новгорода сообщали, что у них очень популярен маршрут на 50 верст - до торгового села Городец: летом здесь плохо ездить, так как дорога проложена по рыхлому песку, зато зимой истинное наслаждение! А в Питере некий циклист-зимник приохотился колесить на своем «ровере» по льду Невы и по заливу, огибая Васильевский и Петровский острова.
В те давние времена промышленностью было предложено много усовершенствований, чтобы сделать велосипедную езду в «царстве Деда Мороза» более комфортной. Заводы и фабрики время от времени радовали всякими экзотическими новинками вроде специальных рукавиц, например, которые крепились к рулю и потому не давали рукам соскользнуть с него. А в январе 1899-го в продаже появился руль с подогревом! (В торцах трубы руля сделаны сетчатые дверцы, и в полость за ними вкладывался уголек цилиндрической формы, который тлел 2-3 часа, благодаря чему руль остается теплым даже в самый жестокий мороз.) Рекламные объявления сообщали, что вслед за тем начнется серийный выпуск «греющих педалей и седел».
4500 КМ ПО СИБИРИ
Сейчас одним из признанных чемпионов по дальним зимним велопутешествиям является Андрей Финоченко. В послужном списке этого энтузиаста уже около трех десятков многодневных рейдов, совершенных верхом на вело в самый разгар традиционного лыжного сезона... В таких зимних велопоездках путешественник намотал на колеса уже более 40 тысяч километров.
Особенная любовь велосипедиста - сибирские автозимники. «Летом ведь в тех местах не проедешь: бездорожье, болота, реки, ручьи», - поясняет экстремал. Рекордным по сложности и дальности для него стал поход по знаменитому Колымскому тракту. Турист стартовал из Читы, а 56 дней спустя въехал на своем велосипеде на окраину Магадана, преодолев 4500 километров через Якутск, через знаменитый «полюс холода» в районе Оймякона. Полторы тысячи накрутил по замерзшим руслам рек и речек Восточной Сибири, пришлось ехать и по великой Лене, и по водным артериям местного значения вроде какой-нибудь безвестной Бамбуйки или Ципикана.
В путешествие по таким глухим краям Андрею пришлось брать ремонтный набор, запчасти, продукты, теплую одежду... В общей сложности этого груза набралось почти 60 килограммов! На маршруте мороз по ночам порой загонял столбик термометра за отметку минус 40, и хотя днем было «почти тепло», градусов 15-20 ниже нуля, но часто злобствовал встречный ветер. Ночлеги у путешественника случались разные. Часть из них - полевые. В сумерках Финоченко расчищал лопатой площадку для бивака (а сугробы-то под 2 метра!), заготавливал побольше дров, натягивал возле костра наклонно тент и под ним расстилал спальник... Бывало, в непроглядной тьме одинокого путешественника беспокоил близкий волчий вой... Но подобная романтика в стиле рассказов Джека Лондона требовала слишком много сил и времени, поэтому по возможности приходилось подгадывать ночевки к встречающимся на маршруте охотничьим зимовьям, вагончикам дорожных рабочих, шоферским гостиницам.
НИ СНЕГ НЕ СТРАШЕН, НИ МОРОЗ
В странах Запада зимняя езда на велосипеде уже давно не считается чем-то экстремальным. Когда журналистская судьба забросила меня однажды на далекий заснеженный остров Шпицберген, первое, что довелось увидеть, выйдя из ворот местного аэропорта, - несколько велосипедов, припаркованных на покрытой снегом стоянке. Для веломанов там созданы все условия, чтобы ездить без проблем и опасения. Я специально обратил внимание на дорогу: оказалось, что она не просто расчищена от рыхлого снега и посыпана мелким щебнем, но ледяной наст еще при помощи специальных металлических щеток покрыт сплошной сеткой мелких шероховатых «зазубрин», чтобы колеса не скользили!
Тщательно чистят свои дороги (и велодорожки!) и в других странах, куда в зимние месяцы наведывается со своим снежным хозяйством Дед Мороз. Именно такая забота об условиях велоезды является мощным стимулом для граждан использовать полезное для поддержания физической формы и экологически чистое средство передвижения круглый год.
России пока до этого далеко, однако по собственному опыту заметил: в той же Москве и в прилегающих к ней районах в последние годы качество зимних дорог стало заметно лучше. Так что у «снежного» байка в наших краях вполне обнадеживающее будущее.
Прокофий Скрижалин
Фото PHOTOXPRESS, FOTODOM.RU