Это интересно
1360 | 0

В 1945-м британские летчики расстреляли советских военнопленных

Прекрасный германский океанский лайнер «Кап Аркона» называли «плавучим дворцом». Он перевозил богатые семейства по маршруту Европа - Латинская Америка.

В 1945-м британские летчики расстреляли советских военнопленных
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Свои восторженные отзывы о путешествии на «Кап Аркона» оставил американский киноидол Кларк Гейбл. Он был пассажиром первого класса с многокомнатными каютами и мебелью, обтянутой шелком. Такие пассажиры обеспечивались личной прислугой. Но в годы Второй мировой войны его ждала участь пострашнее судьбы «Титаника»…

Это было самое быстроходное судно в мире: путь из Гамбурга до Рио-де-Жанейро «Кап Аркона» преодолевал за рекордные 15 дней. На одной из его палуб оборудовали картинную галерею с шедеврами живописи, другая была отдана под концертный зал и казино. Он совершил 91 трансатлантический рейс. Но в 1939 году Гитлер вторгся в Польшу…

Сперва лайнер переоборудовали в плавучую казарму, перекрасив в серый цвет. На его борту был снят пропагандистский кинофильм о том, как глупые и жадные британцы потопили свой «Титаник». Но на премьерном просмотре нацистская верхушка увидела, что специально отобранный арийский режиссер Герберт Селпин, по сути, снял антифашистское кино - аллегорию установившейся в Германии диктатуры. Селпина обвинили в измене и повесили в тюрьме. Фильм так и не вышел на экраны. А лайнер «Кап Аркона» гитлеровцы возненавидели и превратили в плавучий концлагерь.

В 1945 году на судно «Кап Аркона» нацисты загрузили заключенных из страшного лагеря смерти Нойен­гамме, где проводились жестокие медицинские эксперименты, а эсэсовские убийцы пытали людей и кормили их похлебкой из мяса умерших заключенных. В Нойенгамме находились в основном советские военнопленные.

Шведский дипломат Фольке Бернадот, один из руководителей шведского отделения Красного Креста, пошел на сделку с Гиммлером и уговорил того освободить шведских граждан из концлагерей, а вместе с ними переправить в Швецию морем и других узников из Нойенгамме. Взамен он согласился передать генералу Эйзенхауэру секретное послание о согласии Берлина капитулировать на всем Западном фронте. После нескольких таких успешных рейсов в Швецию в путь стали готовить лайнер «Кап Аркона». Его до предела набили заключенными. При этом немцы надеялись подставить это судно под удар британской авиации, распустив слух, будто на нем находятся перебрасываемые в Норвегию эсэсовские части. Британская авиация получила приказ не выпускать из гавани Любека ни один германский корабль. Когда огромный «Кап Аркона» вышел из порта, в Лондоне посчитали, что именно на нем эсэсовцы намерены вырваться из окружения. Данные о том, что корабль перевозит узников Нойенгамме, были проигнорированы Лондоном.

Эсэсовские охранники запретили экипажу кораб­ля рисовать на бортах кораблей-тюрем красные кресты. 3 мая 1945 года началась массированная атака британских самолетов «Тайфун». Летчики видели, как по палубе мечутся люди в лагерных робах, вовсе не похожих на форму офицеров СС. Вместе с «Кап Аркона» были потоплены и повреждены три других тюремных судна - «Тилбек», «Дойчланд» и «Афины». Всего они перевозили свыше 10 тысяч узников. Среди них были советские военнопленные, евреи, цыгане, участники Сопротивления, пацифисты.

«Это война, и на ней случается всякое», - признался один из британских летчиков. «Кап Аркона» поразили 64 ракеты и 15 бомб. Из находившихся на нем около 5 тысяч человек спаслись только 350. «Тилбек» был потоплен за 20 минут, погибли почти все из 3 тысяч заключенных. Потом на протяжении 30 лет море выбрасывало останки жертв британской авиации.

Николай Иванов.

Фото: WIKIPEDIA

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.