Это интересно
1026

Роковые тайны «Незнакомки»

Роковые тайны «Незнакомки»

Люди старшего поколения помнят, как во времена СССР было очень модно вывесить дома репродукцию знаменитого портрета Ивана Крамского «Неизвестная».

В чем же таится такая притягательность этого произведения искусства, что о нем много говорят и пишут даже сегодня? Ответ нашел «Мир новостей».

Загадочное лицо красавицы и сегодня помнит по походам в Третьяковку каждый из нас. Но почти никто не знает историю трагической любви грузинской аристократки и императора России Александра Первого. Именно она, не афишируемая, конечно, во времена советской власти, и сделала этот портрет таким популярным и одновременно таинственным.

«РУССКАЯ ДЖАКОНДА»

Общеизвестно, что женщина, изображенная на великой картине XVI века «Мона Лиза» («Джоконда») Леонардо да Винчи, была богатой жительницей Флоренции. Однако с исторической точностью ее личность до сих пор не установлена, и идут споры.

Точно такая же судьба постигла и картину Ивана Крамского. С конца XIX века специалисты спорят о личности дамы, изображенной на этом портрете. По большому счету «Неизвестная» до последних пор считалась главной загадкой художника. То ли случайно, то ли намеренно, но ни в дневниках, ни устно, ни в письмах Крамской никогда не говорил о героине портрета.

Конечно, ходили разные легенды. Одна романтичнее другой. Например, что курская девушка-крестьянка Матрена Саввишна, вышедшая замуж за дворянина Бестужева, и есть та самая «Неизвестная». Фамилии у Матрены не было, вот она, мол, и стала той самой «неизвестной», случайно где-то пленившей воображение художника...

Кстати, путаница с названиями легко объяснима.

После знаменитого стихотворения Александра Блока «Незнакомка» россияне начали называть популярный портрет таинственной красавицы, дышащей «духами и туманами», не портрет «Неизвестная», а просто «Незнакомка».

Договорились даже до того, что это была умершая в заключении при Екатерине Великой в XVIII веке княжна Тараканова, почему-то вдруг изображенная художником сто с лишним лет спустя.

Но ряд историков сегодня склоняется к версии, что на самом деле на картине изображена уехавшая в Россию грузинская княжна Барбарэ Туркестанишвили. Или Варя Туркестанова, ставшая одно время знаменитой, как любовница императора Всероссийского.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Картина Крамского была написана в 1883 году. Но ведь княжна Туркестанова жила в начале века - откуда художник мог получить ее изображение? Или он просто переписал чей-то малоизвестный портрет?

Загадку мы объясним ниже. А пока посмотрим на картину.

Молодая женщина, проезжающая в открытом экипаже по Невскому проспекту, на миг застыла и теперь запечатлена в вечности. Она одета по последней моде 1880-х годов: бархатная шляпка с перьями, украшенное мехом и лентами пальто, муфта и тонкие кожаные перчатки. Взгляд царственный, таинственный и немного грустный.

Ясно одно - она прирожденная аристократка. И немудрено, ведь грузинский род Туркестанишвили известен с XVII века как приближенный к грузинским царям. Дед нашей героини Баадур Туркестанишвили был советником Вахтанга VI, выполнял дипломатические и секретные задания. Однажды он привез от Петра Первого приглашение перебраться в Россию. И вот в 1724 году Баадур отправился в Россию вместе с царем Вахтангом VI (его могила ныне в Астрахани) и обосновался там со своей семьей.

И в России грузинские аристократы-переселенцы были также успешны в делах при дворе. А Борис Петрович Туркестанишвили, известный под именем отца Трифона, много сделал для укрепления Русской церкви. Он был митрополитом и сыграл огромную роль в духовной жизни тогдашней страны.

ДАМА НЕПРОСТОЙ СУДЬБЫ

Барбарэ Туркестанишвили родилась в 1775 году, что интересно, в Грузии, в Телави. Ее отцом был генерал российской армии Илья Туркестанишвили, матерью - Мария Еропкина.

В 13 лет девушка потеряла отца, а в 20 лет и мать. Знатную сироту при участии графа Федора Толстого сделали фрейлиной супруги императора Павла Первого - Марии Федоровны.

Соответственно, после смены царствования она стала фрейлиной жены Александра Первого - Елизаветы Алексеевны.

Даму переименовали на отечественный лад в Варю Туркестанову. Сирота-княжна была красивой и образованной. Пребывавшие в Санкт-Петербурге французские и швейцарские дипломаты были от нее особенно, как говорится, без ума. И не они одни...

ЗАПРЕТНАЯ СТРАСТЬ

По сложившейся в Петербурге моде Варя открыла литературный салон, где герои того времени - писатели и поэты - проводили досуг. Но популярность и красота стали для Вари Туркестановой роковыми.

Император Александр Первый по традиции всех самодержцев нередко выбирал любовниц среди фрейлин своей супруги. Судя по всему, бойкая и красивая Варенька порази­ла его больше иных, и он стал оказывать ей «милостивые знаки внимания».

И прекрасная фрейлина не устояла перед победителем Наполеона. «Если бы этот человек не был государем, я бы мечтала ему понравиться, поскольку увлеклась им до самозабвения, он - один из самых красивых мужчин на Земле» - так писала она подруге.

Царь Александр распалялся любовью к княгине не на шутку, даже послал ей в подарок очень дорогую камею. На камне была изображена сама Варя с трогательной надписью «Моей избраннице».

Но Барбарэ Туркестанишвили не могла в силу характера и восточной скромности быть гордой официальной фавориткой императора, их связь была тайной и запретной. А осенью 1818 года мать императора взяла княжну Варю в Австрию, где той вдруг стало плохо «по женской части».

Местный приглашенный врач заявил, что дама беременна. Это было как гром среди ясного неба, и Барбарэ всеми силами постаралась сохранить в секрете свою беременность. Она писала своей подруге: «Государь просит, чтобы я особо заботилась о своем здоровье, будто это возможно». Конечно же, она не сказала царю, что ждет от него внебрачного ребенка, в то время это был очень деликатный, скандальный момент.

Но от судьбы не уйдешь, и в апреле 1819 года Варя Туркестанова родила девочку, которую нарекли Марией, ласкательно - Мили. Но примерно через месяц после родов Варя скончалась.

Тайна ее смерти толком не объяснена. То ли она не хотела неизбежной огласки романа с царем и рождения от этой связи внебрачной дочери, то ли это был ребенок еще одного ее возлюбленного - князя Владимир Голицына, который был безумно влюблен в Варю и забрал ребенка себе после ее смерти...

Варя приняла яд, оказалась грешницей-самоубийцей, и этот роковой поступок ее можно объяснить лишь тем, что она не смогла больше разрывать свое сердце и тело между двумя любовниками, одним из которых был всемогущий император...

И вот спусти добрых шесть десятков лет художник Иван Крамской где-то увидел дорогую камею с изображением Вари, изготовленную по заказу императора Александра Первого и подаренную им любимой женщине.

Красота незнакомки поразила художника - так Барбарэ Туркестанишвили как бы «позировала» через полвека после смерти для портрета «Неизвестной». И еще говорят, что в написании портрета художнику помогала некая возлюбленная им молодая грузинка. И, возможно, это была внучка Марии - дочери Вари Туркестановой. То есть правнучка героини портрета...

Евгений Александров.

Оставайтесь с нами! Подпишитесь на наши каналы и получайте актуальные и проверенные новости.

Комментарии (0)

© 2019. Сетевое издание «Мир Новостей». Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-58901 от 05.08.2014 г.

Свободное использование в Интернет-пространстве текстов, фото и видеоматериалов, опубликованных на этом сайте, допускается при условии обязательного размещения гиперссылки на источник публикации mirnov.ru.

Мы используем файлы «cookie» для функционирования сайта. Если Вас это не устраивает, пожалуйста, покиньте сайт. Политика конфиденциальности

16+
Top.Mail.Ru