Это интересно
2898 | 0

Авианосцы на Волге

100 лет назад, в 1918 году, на заводе «Красное Сормово» был построен первый советский авианосец «Коммуна».

Авианосцы на Волге
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Это был уникальный военный корабль специального назначения. Оказывается, во время Гражданской войны на стороне Красной армии на Волге боевые действия вели настоящие авианосцы, переделанные из танкеров и нефтеналивных барж. И было их не один или два, а целых четыре.

УМЕЛЬЦЫ ИЗ СОРМОВА

Это были авианосцы «Коммуна», «Свобода», «Посейдон» и «Смерть», причем каждый со своей авианосной группой. То есть, как и полагается авианосцам, со своими вспомогательными судами: буксирами, катерами, в том числе и штабным судном.

Все эти авианосцы и суда сформировали гидроотряд (воздушный дивизион), который вошел в Волжскую военно-морскую флотилию. На борту каждого из авианосцев базировались по несколько гидросамолетов. По сути, это было рождение морской (а в данном случае - речной) авиации, что вообще не имело на тот период аналогов в мире.

1918 год, как известно, стал самым тяжелым для молодой советской республики. В это время наиболее ожесточенные бои проходили как раз здесь, на Волге. Колчаковские и деникинские армии рвались к Москве, и под напором белогвардейцев Красная армия оставила Самару.

Вместе с войсками ушли в Нижний Новгород по реке и корабли Волжской флотилии. В сложившейся ситуации необходима была действенная авиа­разведка, а также авиация, способная нанести бомбовые удары по противнику в его логове.

А для авиации РККА нужны были мобильные аэродромы вместо утраченных в прежних боях. И именно в Нижнем Новгороде, на заводе «Красное Сормово», было решено переоборудовать одной из первых старую нефтеналивную баржу «Франция» в плавающий аэродром, то есть в гидроавиатранспорт, или, как его еще называли, гидроавианосец, получивший название «Коммуна». Квалифицированных кадров катастрофически не хватало, и в переделке баржи непосредственное и активное участие принимали сами революционные матросы.

ГРОЗНЫЕ АЛЬБАТРОСЫ РЕВОЛЮЦИИ

Впрочем, как таковой большой реконструкции судна и не потребовалось. Матросы вместе с рабочими «Красного Сормова» демонтировали на «Франции» наливные трубы и переднюю мачту и поставили по бортам поворотные краны.

Авианосцы комплектовались гидросамолетами (летающими лодками): для их спуска на воду к бортам баржи крепились наклонные плоскости (скаты), по которым крылатые машины покидали палубу и вылетали на боевые задания. А после полета этот самолет-амфибию поднимали на борт подъемным краном, заправляли и пополняли боекомплект. Пилоты гидросамолетов, их называли красвоенлетами - сокращенно от слов «красные военные летчики», отдохнув, снова отправлялись на задание.

На палубе первого революционного авианосца красовались шесть отечественных летающих лодок М-9 и три французских колесных истребителя «Ньюпор-17».

В первый свой боевой поход «Коммуна» отправилась через Волгу по Каме в район Чистополя, где бои с колчаковцами были особенно ожесточенными, и далее, вернувшись в акваторию Волги, пошла в район Царицына (ныне - Волгоград).

В голове каравана кораблей шел штабной пароход «Герцен», где кроме штаба гидродивизиона в уютных каютах размещался личный состав воздушного отряда. Саму «Коммуну» тянул старенький, еще с колесами по бокам вместо задних гребных винтов, но довольно ходкий 120-сильный буксир «Кольцов».

Прибывшая на фронт «Коммуна» внесла большой вклад в разгром колчаковских войск. Однако красвоенлеты были неприятно поражены тем, что у белых уже имелись новейшие самолеты британского производства DН-4 (De Havilland 4). Тем не менее присутствие на Волге авианосца с базирующимся на нем воздушным дивизионом изрядно поубавило пыла белогвардейским летчикам. И не только им...

КОНЕЦ БАТАРЕИ-НЕВИДИМКИ

К тому моменту, когда «Коммуна» прибыла в Царицын, судоходство по Волге было перекрыто артиллерией белых, которые спрятали и надежно укрыли в глубокой прибрежной ложбине свою батарею.

Как только корабли или суда красных появлялись на этом отрезке Волги, их неизменно расстреливали прицельным огнем орудия противника. Но стоило самолетам с «Коммуны» вылететь на разведку, губительный огонь хорошо замаскированной батареи замолкал.

Но нужно было во что бы то ни стало восстанавливать движение судов. И командование послало на разведку одного из самых опытных красвоенлетов - Дмитрия Свинарева с наблюдателем Николаем Максименко, который и должен был разглядеть, откуда стреляют белые.

Летчики знали примерное место, где могла быть батарея-невидимка. М-9 совершил уже несколько проходов над ложбиной, но противник никак себя не обнаружил. И тут Свинареву пришла в голову мысль: а что если поиграть на нервах у неприятельских артиллеристов?

Летчик развернул в очередной раз машину и пошел над берегом на бреющем полете. И белые не выдержали и открыли по М-9 ураганную стрельбу из всех калибров, чем себя и обнаружили. Как только Свинарев приземлился и доложил о месте дислокации врага, батарея была уничтожена.

«СМЕРТЬ» ОПОЗДАЛА

Учитывая весьма удачный опыт применения авианосцев, командование РККА приказало построить и другие подобные корабли. Еще одним гидроавиатранспортом стала баржа «Свобода» с шестью крылатыми машинами на борту.

На ней также демонтировали все ненужные надстройки, а защищали самолеты от налетов авиации белых пулеметы и зенитные пушки. Кроме того, для удобства спуска на воду гидросамолетов баржу перед этим немного притапливали, закачивая в резервуар для нефти речную воду. В результате судно получало значительную осадку, после чего гидропланы покидали палубу намного мягче.

На третьем авианосце («Посейдоне») учли все технические тонкости операций по спуску и поднятию самолетов, так что проблем с его переоборудованием практически не возникло.

Еще дальше пошли при переделке в авианосец баржи «Смерть», добавив еще одно усовершенствование. Дело в том, что, находясь на открытой палубе, деревянно-фанерные самолеты быстро портились. Поэтому для защиты авиамашин от воздействия природных явлений на палубе возвели специальные ангары, укрыв самолеты от дождей и нещадной жары.

Это был самый большой авианосец длиной более 150 метров. На нем расположили уже 10 гидросамолетов М-9. Но к тому моменту боевые действия под Царицыном прекратились.

Тем не менее Реввоенсовет по заслугам оценил боевое мастерство красвоенлетов и экипажей Волжской флотилии. Наиболее отличившиеся были удостоены революционных наград. Фронт постепенно перемещался на юг России. А флотилию, ставшую уже Волжско-Каспийской, ждали новые, захватывающие события и военные операции.

СПРАВКА «МН»

Гидросамолет М-9

Надо признать, что гидросамолет специальной конструкции (летающую лодку) первыми построили в 1912 году специалисты французской фирмы «Доннэ-Левек». Они не только создали его, но и в том же году ввели в серийное производство и в большом количестве начали экспортировать за рубеж, в частности в Россию.

Закупив импортного «француза», российские авиаторы во время испытаний потерпели на нем аварию. Пока гидросамолет ремонтировали, русский инженер Дмитрий Григорович сумел изготовить в 1913-м его копию, которую испытали уже в следующем году. Созданный таким образом гидросамолет назвали летающей лодкой Григоровича («Григорович М-9»).

Годы выпуска и эксплуатации - 1916-1927. Производился на заводе Щетинина. Отсюда еще одно название, под которым гидросамолет принимался в эксплуатацию в войсках, - «Щетинин М-9», или ЩС М-9, где ЩС - это Щетинин с «Сальмсоном» (то есть с двигателем «Сальмсон» мощностью 150 л. с.).

Длина - 9 м, размах крыльев - 16 м, высота - 3,4 м. Масса пустого М-9 - 1160 кг. Скорость - 105 км/час. Выпускались М-9 различного назначения: разведчики, бомбардировщики, патрульные машины и даже штурмовики. В зависимости от назначения и боевой задачи самолета экипаж составлял 2-3 человека.

Вооружение: 7,7-мм или 7,5-мм пулемет («Максим» или «Виккерс») и 20-мм или 37-мм пушка. Бомбовая нагрузка - до 160 кг.

Всего выпущено 500 гидросамолетов.

Подготовил

Виталий Карюков.

Фото: АВИАРУ.РФ

SCALEMODELS.RU.

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.