Евгений Чирков стал директором ЦДКЖ всего 3,5 года назад, но за это время старейший зал Москвы буквально преобразился.
Самое, главное, что здесь закипела жизнь и забурлил творческий процесс. ЦДКЖ отметил свое 98-летие 28 ноября 2025 года. Это стало прекрасным поводом для того, чтобы поговорить с Евгением Чирковым о плодах его трудов.
- Евгений Сергеевич, вас можно поздравить как минимум по двум поводам! 28 ноября ЦДКЖ отпраздновал свое 98-летие. А совсем недавно хор ЦДКЖ «Голоса дорог» победил в Калининграде на конкурсе «Балтийский мир». Есть в этом и ваша заслуга.
- Могу сказать, что года полтора назад я инициировал создание этого хора. Как человек, который с музыкой дружит, я испытывал огромное желание создать настоящий большой хор, а не междусобойчик из тех, кто просто пришел попеть. Тем более, сейчас есть тенденция создания таких коллективов — например, в «Почте России» и в «Сбере». Хоровое пение — одно из сложнейших искусств, и мне удалось привлечь к созданию «Голосов дорог» удивительного специалиста Ирину Карташеву. Мы кинули клич о создании хора, к нам пришли 170 человек. Мы их распределили по нескольким дням и начали прослушивать. Понятно, что любить петь и уметь это делать — разные вещи. В результате остались сначала 120 человек, а сейчас их около ста. Самое интересное, в процессе отбора выяснилось, что 16 человек имели музыкальное образование, и, в то же время, были сотрудниками РЖД. В результате сложился определенный костяк. Также Ирина Карташева пришла сюда еще и со своим коллективом New Tone, участники которого исполняют самую сложную барочную музыку (Гендель, Вивальди) плюс церковную музыку, как русскую, так и католическую и протестантскую. Хор у нас поет только, а капельно, инструментов нет, есть только камертон у дирижера. «Голоса дорог» занимал призовые места уже и на площадке Мариинки, много ездит по стране, причем — за свой счет, так же, как и делают костюмы. Они увлечены общим делом и влюблены в своего руководителя, поэтому у них все и получается.
- С какой программой выступает сейчас хор «Голоса дорог»?
- Это и русские народные вещи с притопами и прихлопами, и все что угодно — веселятся от души! Более того, у нас в репертуаре ЦДКЖ есть спектакль «Много шума из ничего», куда хор тоже интегрирован и исполняет на свадьбе и параллельно похоронах Геро номер на сцене живьем. У меня это вызвало настоящий восторг. Опять же, это была наша идея. Сначала я думал разместить их на балконах. Нечто подобное было в «Шуте Балакиреве» у Марка Захарова на балконах в Ленкоме, но очень давно и неправда (смеется).
- Но у вас же в ЦДКЖ есть не только свой хор, но и студия эстрадного вокала…
- Начнем с того, что когда я сюда пришел 3,5 года, здесь не было ни одного руководителя коллективов, все было посокращено. ЦДКЖ был площадкой для сдачи в аренду, а не дом культуры — некое девелоперское заведение. Мы потратили примерно год на то, чтобы здесь изменить штатное расписание и ввести должности руководителей коллективов, Наши штатные работники — Ирина Карташева, в числе руководителей у нас Николай Мерзликин — сильный аранжировщик с консерваторским образованием и классный джаз-роковый пианист, который руководит у нас двумя рок-группами. Одну из них сделал я, поскольку мне это очень близко. Я этим занимаюсь всю жизнь — видите, у меня там стоит гитара? Мы играем только свою музыку, и она у нас довольно сложная. Есть у нас и отличный хореографический коллектив «МноЖЕСТво» под руководством Екатерины Блошенко — прекрасной балерины и грамотного специалиста. Мне очень нравится то, что они делают — такой современный танец. Плюс народный коллектив «Кудринка» под руководством Ирины Сальниковой и вокальный коллектив, который ведет оперная певица Наталья Громова. Туда просто стоит очередь с крыльца, потому что все хотят петь, так как не всем дано многоголосие. Как человек, всю жизнь занимающийся академическим пением, я знаю, насколько это сложно — надо постоянно работать над этим. Есть у нас и детский вокальный коллектив и любительский театр, которым руководит Николай Малаев. У них прошла премьера спектакля «Не покидай меня» о войне по Борису Васильеву. Народ просто рыдал. Подчеркну, что все участники коллективов, кроме детей — сотрудники РЖД!
- Расскажите, пожалуйста, о вашей рок-группе. Как она называется?
- Названия у нас нет, материал сложный. Играем прогрессив-рок. Поскольку я любитель Pink Floyd, мы используем в песнях непростой гармонический ряд — бемоли и диезы, будь они прокляты (улыбается). Это интересные созвучия, мы любим, когда бас-гитара играет одну ноту, гитара — другую, клавишные — третью. В общем, ищем звуки, ищем гармонии, нам нравится, занимаемся любимым делом.
- Кто создает материал?
- Бас-гитарист Виталий Кузин у нас пишет тексты, буквально на днях он защищает, кстати, диссертацию по экономике. Руководитель Николай Мерзликин аранжирует материал. Клавишные партии у него фантастические, и его задумки стоят дорогого. Я же играю на ритм- гитаре и придумываю музыку. Поем только на русском. Я даже переводил в свое время Pink Floyd, и мы их тоже пели по-русски. Наша команда скептически относится к переигрыванию чужого материала (каверов).
Во времена моей молодости, когда я рос в Обнинске, играть чужую музыку считалось неприличным. Мы стараемся играть свою музыку потому что это, во-первых, классно, во-вторых — именно это называется творчеством. Я не возражаю, пусть кавер-группы развлекаются, как хотят, у каждого свои погремушки, но какой в этом кайф?
Что касается нашей группы, то у нас есть песни, где я вообще пою поставленным баритональным тембром, мне это тоже очень нравится, это дополнительная фишка. У нас уже есть опыт сольных концертов, но это не основная цель. Скорее, ставим цель зайти в студию. Сейчас мы наработаем материал и попытаемся качественно его записать.
- Вы упоминали ранее о том, что в Обнинске была разветвленная структура кружков при ДК. Какие из них вы посещали?
- В Обнинске было три дома культуры. Три их директора были самыми уважаемыми людьми в городе. Я начинал с народных танцев, потом стал осваивать гитару, а в 9-м классе у нас появилась своя группа. Уже через год нас забрали в один из ДК - Физико-энергетического института, где уже мы начали развлекаться по полной. Участвовали мы и в знаменитом Обнинском народном театре, куда даже однажды приезжал Марк Захаров на стажировку. Мы делали зонг-спектакли по образцу Ленкома «Жестокие игры» Алекcея Арбузова и «Любовь, джаз и черт» Юозаса Грушаса. Все они были роковой направленности. У нас был прекрасный руководитель Сан Саныч Арзамасцев, с которым мы ставили «Трех мушкетеров». Он был классическим дирижером, но ушел в рок-музыку. Он написал свою музыку на те же тексты, что и в советском фильме «Три мушкетера». Этот спектакль мы ставили с великолепнейшим балетом качества а ля Ансамбль Игоря Моисеева. Я пел там три партии — де Тревиля, Портоса и Ришелье и, естественно, играл на гитаре. Не сильно это все помогало мне в школе, откуда меня то выгоняли, то брали обратно (смеется).
- Параллельно вы занимались еще и спортом…
- Я легкоатлет, добился серьезных успехов на длинных дистанциях. Всю жизнь занимаюсь волейболом. Хорошо стреляю, видите — у меня даже мишень в кабинете стоит! До сих пор стараюсь держать себя в форме.
- А как вы вообще оказались в РЖД?
- Я учился в МИФИ, куда поступил сразу после школы. Нравилось мне там не очень — я окончил два курса, и мне стало дико скучно. Получилось так, что я окончил самые тяжелые курсы, а потом мой одноклассник уговорил за компанию с ним поступить в одно из ленинградских училищ МВД. Поехали, я там окончил училище, а потом и академию в Москве. Служил на Севере в Карелии, вернулся сюда, работал за границей, после чего уже меня пригласили работать в РЖД. Здесь я трудился на довольно высоком посту — первым замначальника департамента 10 лет. А потом я путем долгих «махинаций и интриг» проник туда, куда я хотел с самого начала (улыбается).
- То есть творческая жилка в вас возобладала?
- Я всегда хотел этим заниматься. Когда я пришел в РЖД и первый раз побывал в ЦДКЖ, я себе сказал: я буду здесь работать!
- Какие мероприятия, которые вы посещали в ЦДКЖ до того, как его возглавили, вам особенно запомнились?
- Конечно, наша команда постоянно организовывает различные мероприятия в области культуры корпоративных мероприятиях. Также делали и большие творческие проекты на всю сеть железных дорог — от Калининграда до Владивостока. В 2015 году мы создали большой проект к 70-летию Великой Победы «Созвездие городов-героев». Придумали название и стали показывать спектакли-концерты в каждом городе-герое. Начали с Мурманска, в день снятия блокады были в Санкт-Петербурге, была, конечно, и Москва. Потом к нам обратился Екатеринбург: а почему нас нет, мы же столица тыла? Поехали туда, потом с подобной инициативой к нам обратился и Курск. Вскоре мы взяли и отправились в Крым. И мы были первыми в Крыму с подобным проектом еще в апреле 2015 года, дав концерты в Севастополе, Ялте и Керчи. В Севастополе, как только заиграла музыка, и мы вышли на сцену, я сказал: здравствуйте, земляки, зал встал и с середины концерта уже не садился! Режиссером был Максим Аксенов, который сейчас трудится в ЦДКЖ заместителем директора по режиссерско-постановочной работе. Потом была прекрасная Ялта с театром Чехова. Приехали в Керчь, а там был холод, дворец культуры стоял без отопления, город убитый. В зале сидели участники войны, я им поклонился, и зал встал. Было ощущение, что от больше не садился. Очень памятно было в Волгограде, когда в зал на 600 человек набилось больше тысячи, и МЧС хотели уже все остановить. Зал тоже стоял, и тогда я понял, что не зря я все это делаю и насколько все это живо в нас. Мой отец воевал, и теперь каждый год мы делаем отдельную программу ко Дню Победы, получили за один из наших спектаклей «Письма с фронта» грант Минкульта. Не добрали буквально полбалла ПФКИ за проект «Память, застывшая в камне». Такими вещами мы занимаемся в постоянном режиме.
- Замечательно, что вы делаете эксклюзивные постановки. Сейчас у вас появился необычный спектакль «Много шума из ничего» по одноименной пьесе Уильяма Шекспира.
- Возникла идея вернуть светлый образ ЦДКЖ как одной из четырех главных площадок Москвы. Это было очень сложно сделать в условиях, когда здесь 15 лет шла антреприза зачастую не самого лучшего качества. Так у меня появилась идея провести здесь «Квартирник у Маргулиса», MuzLoft. С одним их наших партнеров по постановке «Укрощение строптивой» мы и решили делать спектакль «Много шума из ничего», но несколько на современный лад. Мы долго подбирали актеров — к сожалению, молодое поколение артистов бывает очень слабым, говорят плохо, из ста человек с трудом выбрали десяток. Но у нас уже здесь есть звездочки — Максим Аксенов, Вячеслав Гулевицкий, Ксения Мери. Мы придумали очень интересную фабулу, но с первой попытки ошиблись в режиссере, который интерпретировал пьесу тягомотно и неинтересно. Но сейчас получилось именно то, что я и хотел! Первое отделение — тим-билдинг в компании, где сложились совершенно разные отношения между людьми. В приказном порядке там раздают роли в постановке по Шекспиру («будешь плохо играть — выгоню с работы»). Во втором отделении все уже погружаются в Уильяма Шекспира. Незаметно для них исчезают листки с текстами, пропадают из рук телефоны и появляются элементы исторических костюмов. С последней трети первого действия — это уже чистый Шекспир, слово в слово, в хорошем переводе. В конце тренеры говорят: стоп, время вышло, но актеры требуют доиграть. Идея золотая, мы ее все время пытаемся подтянуть к идеалу, которого, как известно, не бывает. Но мы стараемся!
- Отзывы об этом спектакле уже есть?
- Как и должно быть, отзывы разные, но больше положительных. Такие вещи трудно продаются. Когда люди идут на подобный спектакль в государственный театр, то театр сам себя продает. А здесь люди идут на лица. Если у тебя в постановке нет «паровозов», типа Марии Ароновой и Олеси Железняк, то зритель сто раз подумает, прежде чем идти «на Шекспира, которого я уже видел». А вот не видел!
- Много говорено про антрепризы, некоторые из которых действительно оставляют желать лучше, но отказываться от них совсем тоже нельзя. Как сейчас с ними обстоит дело в ЦДКЖ?
- У меня есть план по доходам, которого ни в одном из театров Москвы. Если план не выполнен, я не получаю третью часть зарплаты вместе со своим коллективом. Поэтому мы работаем с антрепренерами так, что очередь из них выстраивается к нам уже за год, но тут надо искать баланс между финансовой надежностью и качеством, а это не всегда совмещается. Некоторые антрепризы повысили свой уровень. Я же тюкаю по темечку, если у людей, например, «тряпочки» вместо декораций. Потом приходишь, а декорации уже кардинально изменились в лучшую сторону. Встречаются хорошие постановке и в антрепризе, но это скорее исключение. Зато у нас до отказа забиты репетиционные зоны. Сейчас если после 19-ти часов пройтись по периметру ЦДКЖ, то можно увидеть, что все они забиты сверху донизу. Все летает, поет, бегает и топает. Сейчас у нас просто не хватает аудиторий, а раньше они просто стояли пустыми.
- К лучшему изменились и музыкальные мероприятия в ЦДКЖ. Вы упоминали «Квартирник у Маргулиса» и MuzLoft. А буквально сегодня у вас выступит Александр Пушной, который удачно совмещает каверы с авторским творчеством.
- Александр Пушной очень сильный музыкант. Конечно, и его программа «Рок жив» очень интересная. Но мы живем в условиях дефицита хороших рок-команд в Москве. Я не знаю куда они делись, но их нет. Я ходил на съемки «Квартирника у Маргулиса», где как только вижу хорошую группу, то понимаю, что музыкантам уже за 50-60. Как была у нас одна рок-группа на все времена «Ария», так и осталась. Прочие даже рядом не стояли.

- Тем не менее, у вас появляются все новые музыкальные мероприятия.
- 11 декабря мы представим в ЦДКЖ даже классическую оперетту «Мистер Х» с артистами Московской оперетты. В свое время я перепел всего Имре Кальмана и до сих пор помню наизусть эти партии. Посмотрим на реакцию зрителей. Как жанр оперетта сильно забыта и забита. Также у нас выступил Александр Малинин, который собирает большие залы и вообще очень трудолюбивый человек, к тому же хорошо сохранил себя физически, работая абсолютно честно.
- Но у вас не только проходят концерты, а еще и открыта необычная выставка подстаканников в фойе ЦДКЖ.
- Это коллекция моего коллеги из Департамента по социальному развитию ЦДКЖ Андрея Гаревских. У него несколько интересных выставок, экспонаты которых он периодически меняет Андрей еще собирает фонари «Летучие мыши». Мы, конечно, дали ему площадку.
- Можно ли считать мероприятие к 98-летию ЦДКЖ с участием хора «Голоса дорог», вашей рок-группы и всех остальных коллективов некой генеральной репетицией к грядущему столетию ЦДКЖ?
- К столетию мы вообще придумаем что-нибудь особенное! А 98-летие — это скорее творческий отчет наших коллективов для себя самих. Мы позвали людей, кто пришел — тот и пришел. А прежде, чем думать о столетии, нам надо сначала поменять кресла в зале. Мы обновили сценический свет, звук, приобрели светодиодный экран последнего поколения — так что мы потихонечку обновляемся.
Беседовали
Денис Ступников,
Григорий Погосян.









