Положила 25 тыс. руб. на карточку через банкомат, а он выплюнул карту и чек, на котором было написано: «Деньги не распознаны, обращайтесь в отделения банка». После обращения в банк мне вернули только 12 тыс. руб. и сказали, что только эти «лишние деньги» были обнаружены в банкомате. Что мне делать, если случится подобное?
Юлия, г. Челябинск.
Финансовый консультант Алла Грицаева: «По Федеральному закону №395-1-ФЗ от 02.12.1990 «О банках и банковской деятельности» за некачественную банковскую услугу ответственность несет банк в любом случае. Но на практике не все так просто. Наиболее распространенные ситуации: банкомат принял деньги, но не зачислил их на счет или списал со счета, но не выдал наличными. Не каждый банк в таких случаях идет навстречу клиентам, однако не стоит опускать руки и паниковать - усилия по возвращению денег будут не напрасными, если все сделать правильно.
Для начала надо понять, что в работе банкомата может произойти кратковременный сбой и внесенные средства могут поступить на счет в течение суток, а при снятии деньги могут быть выданы не сразу, а через какое-то время. Поэтому, не получив или недополучив деньги, оставайтесь вместе с сотрудником банка у аппарата до следующего клиента, чтобы тот не забрал ваши деньги, когда будет снимать свои.
Бывает, что банк автоматически возвращает деньги на счет клиента, если в работе платежной системы происходит сбой, поэтому стоит позвонить в кредитную организацию по телефону техподдержки и узнать, вернутся ли вам деньги. Сделать это лучше, не отходя от банкомата. Если техподдержка не решит проблему, придется не позднее следующего дня написать претензию в банк. Она должна содержать: описание ситуации, требования о возврате денег, проведении сверки кассовой ленты банкомата с данными инкассации, сохранении записи камер наблюдения банкомата и телефонного разговора с оператором. Один экземпляр с подписью сотрудника банка, принявшего заявление, нужно оставить себе.
Если карта была выдана одним банком, а операция проводилась в банкомате, принадлежащем другому, заявление надо подавать в свой банк. Сроки для проведения проверки по факту удержания средств, как правило, не превышают месяца.
Если банк игнорирует обращение, идите в суд, приложите к иску копию претензии (до этого обратитесь в полицию с заявлением о проверке факта незаконного списания денежных средств, ведь даже постановление об отказе в возбуждении уголовного дела станет дополнительным подтверждением вашей попытки досудебного урегулирования спора).
Судебная практика показывает, что клиенту не всегда удается доказать свою правоту. Например, даже если сбой в работе банкомата будет установлен, суд может признать, что ответчик не дождался выдачи денежных средств и они были изъяты неустановленными лицами, а не удержаны банком. Этот факт будет подтвержден или опровергнут с помощью записи камер наблюдения, которые суд должен истребовать в качестве доказательства».