Внешняя политика
2325 | 0

Китай нам и не друг, и не враг - а так...

Китай нам и не друг, и не враг - а так...
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

В июле будущего года заканчивается действие Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Россией и Китаем (далее - Договор), подписанного в 2001 году сроком на 20 лет.

За время, оставшееся до продления Договора, нашему руководству предстоит оценить состояние межгосударственных отношений, а главное - ответить на вопрос, по какому сценарию они будут развиваться в дальнейшем.

ПРОДЛЯТ АВТОМАТИЧЕСКИ?

Юристы и дипломаты высоко оценивают российско-китайский Договор, подписанный 16 июля 2001 г. главами двух государств Владимиром Путиным и Цзян Цзэминем. Главным достоинством документа называют то, что из него полностью выведена идеология, здорово мешавшая строить отношения в 1950-1960 годах.

Что касается перспектив Договора, то статья 25 объясняет: срок его действия автоматически продлевается на последующие пятилетние периоды, если стороны не решат его расторгнуть и не уведомят об этом друг друга минимум за год до истечения очередного периода действия Договора. Ничто, однако, не предвещает подобного развития событий, во всяком случае, пока.

ЭВОЛЮЦИЯ ИЛИ ПРОРЫВ?

На какие же основные нюансы межгосударственных отношений должны обратить внимание российские специалисты в процессе уточнения имеющихся пунктов Договора или составления новых?

«Он должен окончательно подтвердить нерушимость государственной границы на всем ее протяжении с учетом подписанного в 2004 году Соглашения о прохождении границы на последнем несогласованном участке, который навсегда устранил бы фантомные боли», - полагает глава Экспертного совета Российско-китайского комитета дружбы, мира и развития Юрий Тавровский.

Еще один важный аспект. По словам Тавровского, новый договор даже без заключения военного союза может содержать пункт о гарантированном совместном ответе за ядерное нападение на одну из сторон.

Эксперты говорят о двух основных сценариях развития отношений между РФ и КНР - инерционном и прорывном.

Первый предусматривает эволюционное расширение взаимодействия в торгово-экономической, военно-политической сферах, научно-технических связях.

Второй сценарий поднимает все основные области стратегического партнерства на значительно более высокий уровень.

Прежде всего это относится к инвестиционному взаимодействию, которое в настоящее время сильно отстает от военно-технического. Не секрет, что Пекин крайне вяло инвестирует в российскую экономику.

НЕ СТОИТ ОБОЛЬЩАТЬСЯ

На фоне шумных восторгов по поводу укрепления отношений с КНР нельзя, однако, не видеть проблем, в действительности мешающих этому укреплению. Во-первых, и в Пекине, и в Москве до сих пор немало представителей политических и деловых кругов, делающих ставку на США. Не стоит забывать, что товарооборот КНР и США превышает $400 млрд, КНР и РФ составляет $111 млрд.

Да, в последнее время торговля китайцев с американцами несколько сокращается (в прошлом году товарооборот упал на 15%), с нами растет (на 3% с небольшим в 2019 г.). Однако рост этот для стратегических партнеров слишком мизерный.

Есть еще один фактор, тормозящий отношения. Многие у нас подозревают соседей в стремлении оттяпать у России Сибирь и Дальний Восток. И для этих тревог есть некоторые основания. Китайские СМИ продолжают нагнетать истерию по поводу несправедливого присоединения Сибири и Дальнего Востока к Российской империи.

Китайские учебники называют российские территории на Дальнем Востоке «историческими владениями династии Цин, временно занятыми русскими». Конечно, эти воинственные бредни нельзя считать официальной позицией Пекина, однако мнение миллионов сынов Поднебесной тоже нельзя сбрасывать со счетов.

К тому же, как известно, аппетит приходит во время еды. В 1992-2008 гг. Россия передала КНР остров Даманский, обильно политый кровью советских пограничников в 1969-м, и некоторые другие земли на Амуре, кстати, находящиеся недалеко от Хабаровска и имеющие стратегическое значение.

Правда, в результате территориальных уступок граница между Россией и КНР с точки зрения международного права получила статус урегулированной. Хотя из истории мы знаем: когда одно государство хочет откусить кусок другого, последнее, о чем думают его правители, - это международное право.

ВРЕДНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ

Разумеется, с соседним государством, тем более таким мощным, как Китай, лучше дружить и сотрудничать, чем враждовать. Однако не в ущерб собственным национальным интересам. Мы же, такое впечатление, опять оказались в плену стереотипов и мифов.

Не стоит забывать, что за распеванием агиток вроде «русский с китайцем - братья навек» последовала агрессия китайцев на Даманском. Да и предыдущий Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи, подписанный в феврале 1950 г. на 30 лет, рассыпался в прах гораздо раньше.

Получается, что никакие договоры не являются стопроцентной гарантией гармонии межгосударственных отношений. А раз так, не мешало бы, пожалуй, поумерить пыл в раздаче китайцам российских земель и военных технологий.

Георгий Палашевский.

Фото: ADOBE STOCK

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.