Это подтверждает и нарастающий конфликт между двумя столпами Европейского союза - Германией и Францией.
Разлад между президентом Франции и канцлером Германии заметили и в США. «Нью-Йорк таймс» пишет, что разногласия между этими лидерами базируются на фундаментальных различиях их видения устройства единой Европы.
22 января эти страны подписали обновленную версию Елисейского договора, заключенного в 1963 году. Больше всего о «священном франко-германском союзе» разглагольствовал Эммануэль Макрон. Меркель же остудила его энтузиазм словами, что двум странам нужно постараться, чтобы лучше понимать друг друга.
«Шпигель» отмечает, что, несмотря на шумиху вокруг подписания договора, фундаментальные различия между немцами и французами едва не сорвали достижение согласия. Положение спасло дополнение к договору, касающееся правил экспорта продукции франко-германского ВПК.
Считается, что кризис во франко-германских отношениях возник год назад, когда Макрон провозгласил свое видение объединенной Европы, на что в Берлине ответили холодным молчанием.
Споры стали возникать по самым незначительным вопросам. В Берлине заговорили о «тонне нерешенных вопросов» в отношениях между двумя странами.
Германия продолжает отстраняться от любых военных миссий, тогда как Франция, подражая Великобритании, изображает из себя глобальную державу, которая должна участвовать в установлении законности и порядка во всем мире. Сегодня Париж намерен увеличить свое присутствие в Сирии взамен уходящих американцев. Немцы надменно взирают на потуги погрязших в долгах французов, предпочитая вкладывать средства в развитие своей экономики, а не в накопление военного арсенала.
Интересы двух стран резко разошлись и в торговых делах. Например, Германия пытается убедить Европейский союз закупать больше американской сельскохозяйственной продукции в расчете, что Трамп не станет тогда поднимать тарифы на германские автомобили, Франция же сопротивляется таким уступкам, следуя требованиям своего влиятельного сельскохозяйственного лобби.
Серьезный конфликт возник и в области контроля над торговлей оружием: Германия наложила запрет на его продажу Саудовской Аравии, а Франция осталась поставщиком этой монархической диктатуры. Однако ВПК этих стран очень связан, и Париж не может получить для экспортных поставок германские комплектующие и запасные части.
Николай Иванов.
Фото: REX/FOTODOM