Эти слова Юрия Деточкина очень подходят к ситуации, сложившейся в западных супермаркетах, после того как там были установлены кассы самообслуживания.
В исследовании, проведенном британскими экспертами, указывается, что самообслуживание при оплате товара по меньшей мере вдвое увеличило потери торговых сетей от воровства. Менеджеры супермаркетов заявляют, что даже честные люди нередко не могут устоять перед возможностью «забыть» просканировать все содержимое своих корзин.
Когда контролер ловит покупателя на неуплате, тот на голубом глазу объясняет это рассеянностью и забывчивостью. А это не позволяет никого наказать. Определить, сознательно человек не просканировал какой-то товар или продукт либо по забывчивости, чрезвычайно трудно. Риск быть наказанным снизился, а с ним и честность, как нам объясняли, всосанная любым европейцем чуть ли не с молоком матери.
К настоящему времени в Великобритании новая практика самостоятельного сканирования увеличила потери супермаркетов на 122% по сравнению с прежним средним показателем. В некоторых случаях не сканируется до 10% отобранного товара. Правда, случается и так, что люди просто не справляются с техникой и не могут определить, состоялось сканирование или нет. Особенно это сложно для пожилых людей с ослабленными реакцией, зрением и слухом.
Вводя новое ноу-хау, торговые компании исходили из соображений выгоды, ведь самостоятельное сканирование покупок покупателями позволяет обойтись без кассиров и ликвидировать очереди. Однако при этом надо решить проблему воровства. Например, предлагается использовать технологии, которые бы сигнализировали о факте неуплаты. Однако, несмотря на технический прогресс, пока эта проблема остается нерешенной. Без человеческого надзора покупатели не в состоянии совладать с собой, входят во вкус и крадут все больше и больше. Надежда на законопослушность и честность европейцев не оправдывается.
Николай Иванов
Фото REX/FOTODOM