От малиновых пиджаков и вооруженных разборок до депутатских мандатов и крупного бизнеса - современный криминальный мир не только подкупает тех, кто принимает решения, но и сам обживает властные кабинеты.
Год назад, в тот день, когда вся страна пристально следила за выборами президента России, в небольшом поселке Чаадаевка в Пензенской области кипели страсти районного масштаба. Местные жители выбирали не только президента, но и депутата в законодательное собрание.
ДЕПУТАТ ОТ КРИМИНАЛА?
Сошлись два противника - кандидат от «Единой России», поддерживаемый местными властями, и его противник, Андрей Зуев, которого выдвинула КПРФ. У каждого были свои наблюдатели, свои козыри и недостатки. С небольшим отрывом победил коммунист, который получил корочки депутата. А спустя год он оказался за решеткой по обвинению в организации преступной группировки. Самое интересное, что появилась она еще в 1990-х.
Вместе с Зуевым задержали еще пятерых жителей области, которых подозревают в грабежах, разбое, вымогательстве и других тяжких преступлениях. Причем задержали всех шестерых одновременно - чтобы не успели предупредить друг друга.
- По предварительной версии, группировка сформировалась в конце 1990-х годов, - рассказал на пресс-конференции Олег Трошин, руководитель СУ СК России по Пензенской области. - В первую очередь участников интересовала нажива. Они контролировали местных предпринимателей, выбивали долги, вымогали деньги.
Расцвет группировки пришелся на начало нового тысячелетия. Долгое время «зуевские» входили в группировки постарше рангом, были их своеобразным филиалом в Городищенском районе. Но вскоре добились самостоятельности и расширили зону своего влияния, выйдя за границы родной Чаадаевки.
Участники банды крышевали бизнес, занимались рэкетом, вербовали в свои ряды новичков, закупали оружие.
- Для прикрытия чисто криминальной деятельности было организовано частное охранное предприятие, работниками которого стали члены преступной группы, - рассказала Людмила Фомина, старший помощник руководителя СУ СК России по Пензенской области.
Арест депутата Заксобрания вызвал нешуточный скандал. Местные коммунисты заявили, что дело политическое и что лично они не сомневаются в честности своего товарища, а вот свидетельские показания против Зуева не мешало бы перепроверить. Представители регионального управления внутренних дел парировали: в деле есть не только доказательства вины главного фигуранта и его подельников, но и явки с повинной.
- Они признали свое участие в противоправных действиях, в числе которых убийство, причинение огнестрельного ранения, похищение человека, поджог нескольких магазинов и пекарни, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, - сообщила пресс-служба УМВД России по Пензенской области. - И, по их словам, ко всем перечисленным преступлениям Андрей Зуев имел непосредственное отношение.
Кстати, деятельность депутата уже давно сопровождают скандалы. До начала выборов в Пензенской области развернулась настоящая информационная война. На местных интернет-форумах одни обвиняли Зуева в бандитизме, другие рассказывали, как он заботится о подрастающем поколении - построил хоккейную площадку, и вообще честен и неподкупен. Но сыграла свою роль, скорее всего, усталость избирателей от партии власти. В итоге большинство чаадаевцев проголосовали за оппонента «ЕР».
ПРОЩАЙ, МАЛИНОВЫЙ ПИДЖАК
Если вина «зуевских» будет доказана в суде, то эта история станет еще одним камешком в огород нынешних ветвей власти, активно пополняющейся людьми, на которых клейма ставить негде. Именно поэтому эволюция банды Цапков из Краснодарского края в одну из самых людоедских преступных группировок современности не частный случай, а символ давно начавшегося процесса. Однако только после громкого убийства девяти человек станица оказалась в центре внимания всей страны.
Первым в отставку отправился глава краевого МВД Сергей Кочерук. Дмитрий Медведев, тогда президент России, объяснил свое решение так: «За расхлябанность в деятельности правоохранительных и других властных органов, зачастую их прямое сращивание с криминалом». Следом были отстранены от должности председатель Кущевского районного суда Александр Яценко и мировые судьи Николай Данильченко и Игорь Манило. Последние двое, правда, позднее вернулись к работе. Видимо, расхлябанность органов не изживается одним лишь президентским решением.
После Кущевки на той же почве прославились Владимирская и Саратовская области, где местные жители жаловались на бандитов и прикрывающих их полицейских.
- Все, кто выжил и не сел в тюрьму в 1990-х годах, в 2000-х начали выходить из тени, - рассказал «МН» кандидат юридических наук, адвокат Александр Карабанов. - Деньги, которые они «заработали», вложили во вполне легальный бизнес. Кто-то идет и на государственные должности. Криминал и власть сращиваются.
ПРОКУРОРА НАДО УБРАТЬ...
В 1999 году зампрокурора города Братска Александр Синицын был застрелен во дворе собственного дома. И только недавно стало известно, кто и за что его убил. Выяснилось, что заказчиками были... начальник УВД города и заместитель директора местного рынка, организаторами - депутат местной Думы и координатор одной из политических партий. А исполнителями - профессиональные киллеры, среди которых были милиционеры.
Синицын курировал дела, связанные с бандитскими группировками, боролся с ними достаточно активно и целенаправленно, к тому же имел все шансы занять пост прокурора города. В итоге восемь участников преступления были признаны виновными и приговорены к длительным срокам за решеткой - от 18 до 25 лет.
- Все начинается с коррупции, - уверен Алексей Дарков, подполковник милиции в отставке. - Сначала попьют чай, потом выпьют водки, потом принесут какой-нибудь подарок, попросят о небольшом одолжении - естественно, отблагодарят за это. И человек уже на крючке.
При этом эксперты подчеркивают, что бороться с организованной преступностью сегодня крайне сложно. Раньше во всех регионах была единая система, которая подчинялась Москве, а не местным начальникам. В 2001 году РУБОПы передали в подчинение регионам, что ослабило их позиции: сложно бороться с бандитами, которые имеют доступ к твоему начальнику. А в 2008 году и вовсе расформировали, сотрудников перевели в другие отделы.
- Аналитическая база рухнула, борьба с организованной преступностью не централизована, - объясняет Алексей Евгеньевич. - В итоге мы получим то же самое, что было в 1990-е - такой же разгул криминала. Например, был у меня такой случай. Я уже вышел на пенсию, но друг попросил помочь. Поехали мы с ним в один регион, нашли предпринимателя, спросили, кому он платит дань. Тот принес телефон, а из трубки нам так дерзко: «Кто это? Приезжайте завтра». Мы спросили, куда, мол, приехать-то. «В областной суд!» - «А где это?» - «Вы что, идиоты? Напротив УВД». - «Извините, мы не местные, мы из МУРа». Все, тут же тон сменил, чуть ли не шепотом разговаривал. Испугался так, что дал себя допросить, хотя имел неприкосновенность - все-таки помощник председателя областного суда. И как в таком случае бороться с криминалом?
Как-то борются. В той же Пензенской области за последние несколько лет за решеткой оказались представители самых крупных и активных группировок 90-х - олимпийцы, коноваловские, участники банд Пивнова и Музафярова.
То в одном, то в другом регионе периодически проходят громкие судебные заседания. Вот только не так уж часто звучат в таких процессах имена представителей власти. Хотя власть без криминала в России почти не существует. И нередко этот криминал у власти.
Ольга Климкина
Фото PHOTOXPRESS