В начале недели стало известно, что лидеры Евросоюза и Греции достигли соглашения, которое было предметом долгих и напряженных переговоров Афин и Брюсселя.
В обмен на финансовую помощь (до 86 млрд евро на трехлетний срок) греческое правительство обещало провести «чувствительные реформы» в финансовой и социальной сферах. В самое ближайшее время греческий парламент должен принять пакет законов, в частности, повышающих налогообложение и отдающих предприятия из государственных рук в частные. Основным же требованием ЕС, которое обязались выполнить Афины, станет создание фонда, в котором будут аккумулированы активы Греции на сумму 50 млрд евро. Таким способом Брюссель создает себе «подушку безопасности». Если припрет, активы, например промышленные предприятия и порты, будут проданы, а вырученные средства пойдут на оплату греческих долгов. Важный нюанс: фонд будет находиться в Греции, но контролироваться иностранцами.
Премьер Греции Алексис Ципрас пытался помешать такой схеме, но в итоге сдался.
Чтобы удержать экономику страны на плаву, избежать дефолта и исключения из еврозоны, он согласился провести непопулярные в обществе реформы. Собственно, именно против них греки проголосовали на референдуме. Получается, Ципрас фактически предал мандат доверия, которым наделили его участники плебисцита. Он, разумеется, попытался сохранить хорошую мину при плохой игре. «Мы будем продолжать бороться, чтобы вернуть наш потерянный национальный суверенитет», - заявил премьер. Впрочем, все это только слова. На практике же греки будут должны, надрываясь, выполнять волю своих кредиторов. Кстати, дадут ли им обещанные миллиарды, бабушка надвое сказала. Если в ЕС увидят, что что-то пошло не так, не теми темпами, программы помощи ведь можно в любой момент и свернуть. Как говорится, обещать не значит жениться. К тому же это только так кажется, что 86 млрд евро для Греции очень много. Напомним, что внешний долг страны составляет 312,7 млрд евро.
И все-таки, решив выделить Афинам такую большую сумму, лидеры ЕС проявили известное мужество. Им ведь придется объяснять населению своих стран, почему в условиях экономического спада они согласились платить так запредельно много. Что ж, такова оказалась плата за сохранение стабильного существования еврозоны. «В какой-то момент мы испытали страх, что еврозона может потерять Грецию, - отметил по итогам 17-часовых переговоров французский президент Франсуа Олланд. - Если бы это произошло, это показало бы, что Франция и Германия оказались некомпетентны».
Однако при всем уважении думается, что режиссер этого драматического действа все-таки не Берлин и Париж, а Вашингтон. Похоже, что именно из США пришел приказ: приложить все силы, чтобы сохранить европейское единство и не отпустить пылкого Ципраса в «объятия России». Базы НАТО, расположенные в Греции, имеют большое военное и стратегическое значение для альянса, а Греция считается основным партнером НАТО в Средиземном море. «Париж стоит мессы» - гласит поговорка. По-видимому, Афины для Запада - тоже.
Игорь Минаев
Фото FOTOLIA.COM