Светская хроника. Новости шоу бизнеса. Откровения звезд
4984 | 0

Злоключения Шерлока Холмса. Что из этого вышло

 

Сейчас уже мало кто помнит, но 13 лет назад «Шерлок Холмс» стал причиной для не менее яростных споров. Сериал «Воспоминания о Шерлоке Холмсе» - о жизни Конан Дойла и с обильным использованием фрагментов классических «Приключений» - вызвал волну критики и… окончательно рассорил двух главных творцов киноклассики: Масленникова и Ливанова.

Злоключения Шерлока Холмса. Что из этого вышло
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Тогда, в 2000 году, телезрители увидели новую версию популярного сериала. Режиссер Игорь Масленников оцифровал запись, порезал фильм на 52-минутные серии, ввел в сюжет самого Артура Конан Дойла (Алексей Петренко)… Новая жизнь любимых персонажей? Второе дыхание? Или бледная копия, которая, как известно, всегда хуже оригинала? Режиссер и актер так и не смогли между собой решить этот вопрос.

- Масленников пошел на поступок, который в одном из интервью сам же признал шкурным. Он решил снять фильм о том, как Конан Дойл ненавидел Шерлока Холмса, а нашу с Соломиным работу превратить в иллюстрацию к этому фильму, то есть сбить всю ее значимость, - негодовал Василий Ливанов. - Я очень резко выступил против этой телевизионной подделки. Почему? Да потому что есть цельная гармоничная работа. Именно ее стилистика привела к такому успеху. И этот успех превращать в иллюстрацию к другому фильму?! Если бы был жив блестящий оператор Юра Векслер, разве бы он позволил ему это сделать? Ведь Масленников нас просто использовал. Причем ни меня, ни Виталия в известность не поставил. По меньшей мере он повел себя неэтично. Я тогда спросил Соломина: «Как ты считаешь?» «Абсолютно на твоей стороне. Но мне, - говорит, - работать с Масленниковым. Если сейчас выступлю, должен буду отказаться от роли».

- Я не знаю, почему Василий Борисович на меня так взъелся, - в свою очередь разводил руками Игорь Масленников. - Само мясо - бифштекс - оставалось, гарнир только прибавился: пришлось придумывать какую-то историю - начинку, связывающую все эти рассказы. А Ливанов, видимо, решил, что мы жутко заработали. Как мне потом рассказали, он посчитал, что ему чего-то там недоплатили. А там и платить-то нечего было. Виталий пытался все как-то сгладить. «Игорь, - говорил он мне, - не обращайте внимания». А тот шумел, галдел, говорил, что, дескать, только Масленников считает себя хозяином этого фильма.

- Какие деньги?! - заочно парировал Ливанов. - Что он такое мелет? Вот знаете, это о нем говорит еще хуже. Говорит о его мелочности. Не надо всех мерить по себе… Понимаете, до «Шерлока Холмса» слово «успех» и «режиссер Масленников» были понятиями несочетаемыми. В его прежних фильмах не было ни одной актерской удачи. Поэтому для него наша совместная работа стала хорошей школой. Знаете, когда мы с Виталием импровизировали, Масленников повторял одну и ту же коронную свою фразу: «Вы угадали тайный замысел режиссера». Понимаете?..

«ВЕЧНО ПЬЯНЫЙ, БУЙНЫЙ, ДРАЧЛИВЫЙ»

Как бы то ни было, а на репутации самого фильма ссора двух его отцов-основателей никоим образом не сказалась - сериал по-прежнему любим.

- Мы намеренно снимали фильм как комедию, и благодаря этому победили, - уверен режиссер. - Существует ведь масса фильмов о Шерлоке Холмсе, а повторение смерти подобно. В конце 1970-х два замечательных сценариста, Дунский и Фрид, принесли свою версию Конан Дойла. Я никогда не увлекался детективами, но в этом сценарии обнаружил одну вещь, которой не было ни в одной другой подобной экранизации. Это появление равноправного персонажа рядом с Шерлоком Холмсом - доктора Ватсона. Ведь Холмс очень однозначен. Там, в общем-то, и играть-то особенно нечего. И одному Холмсу сюжет не вытянуть - обязательно нужен равнозначный партнер. А сценарий Дунского и Фрида так и назывался: «Шерлок Холмс и доктор Ватсон».

- Я с самого начала знал, что буду работать с Ливановым, - продолжает Масленников. - Но под давлением худсовета попробовал еще и Кайдановского. Блестящий актер, безусловно. Но он оказался очень буквальным Холмсом, таким, как и все. И мне сразу стало неинтересно. Ведь у Холмса нет характера. Конан Дойл сделал из него кокаиниста, скрипача, вставил ему трубку в зубы. Это все попытки каким-то образом очеловечить Холмса. Безуспешные, надо признать, попытки. А благодаря Ливанову он стал по-настоящему живым человеком. Василий Борисович - человек сложный, до того он снимался у меня в картине «Ярославна - королева Франции» в роли вечно пьяного рыцаря Бенедиктуса - буйного, драчливого человека, каким Ливанов, собственно, и был на самом деле. Но в нем присутствовало и какое-то мальчишество. Знаете, когда я встречался с Василием Аксеновым, он часто говорил: «Ну что, поиграем в «англичанство»?» Вот это желание «поангличанствовать» живет в Василии Борисовиче. Это и создает характер героя.

- Конечно, как и всякий мальчишка, я зачитывался рассказами о Шерлоке Холмсе, но никогда даже не предполагал, что буду играть этого роскошного мужчину, - рассказывает Ливанов. - И когда Масленников предложил мне работать в его картине, первым делом спросил: «Для чего? Для чего мы, в конце 1970-х годов, будем экранизировать Конан Дойла?» И он начал что-то говорить про какое-то «англичанство». Я сразу сказал, что это несерьезно. В какое «англичанство» поиграть? В анекдотическое? И, в конце концов, мы сформулировали задачу так: мы снимаем фильм о людях, которые готовы бескорыстно прийти на помощь терпящим бедствие. Вот стержневая нравственная идея всего сериала. Сначала - об этом. А уж, в-третьих, в-пятых, в-десятых - «англичанство».

«ЛИВАНОВА ПРИХОДИЛОСЬ ТЕРПЕТЬ»

Как рассказывает режиссер, изначально он не планировал снимать сериал. Однако сразу после показа первого фильма «Шерлок Холмс и доктор Ватсон» зрители завалили съемочную группу письмами. Суть их сводилась к одному: народ не хотел прощаться с полюбившимися героями и требовал продолжения «банкета». А однажды из Баку Масленникову пришло письмо следующего содержания: если не появятся новые серии, режиссера... убьют. И что оставалось делать?

В общей сложности съемки сериала растянулись на восемь лет. Интересно: не надоело ли актерам ходить в одних и тех же масках?

- Что вы, им нравилось, - отвечает Масленников. - Ведь было очень мрачное время - самый пик брежневского застоя. И эти восемь лет мы провели развлекаясь, а не в попытках снять чего-то такое, что бы потом в Смольном или Госкино нам зарубили. В «Собаке Баскервилей» я собрал чуть ли не весь цвет советского кино: Демидова, Мартинсон, Янковский, Михалков, Стеблов... Кого там только нет. Все охотно кинулись в это чистое дело. Да и потом, мой режиссерский принцип - актеры должны получать удовольствие от работы. Требование только одно: они должны слепо довериться режиссеру. В этом плане был яркий пример с Михалковым. Приехал на съемки этот победительный человек, властный - командир, одним словом. Только появился на площадке - и началось: «Слушай, а может, давай...» - то есть он начал влезать не в свое дело. Но я как-то сумел его осадить. Причем в довольно резкой форме.

А вот осадить своенравного Ливанова, по словам Масленникова, оказалось гораздо сложнее. Приходилось терпеть.

- Василий Борисович - достаточно конфликтный человек. Как раз в те годы у Ливанова начались проблемы с алкоголем. Это было ужасно: если он прикасался к спиртному, все заканчивалось скандалами, криками, драками. Тяжелый случай - приходилось ждать, пока он там отбуянится. Из-за этого бывали и перерывы в съемках. Да, режиссер должен быть жестким, но я все терпел, потому что видел: получается. И менять Ливанова на кого-то другого я не собирался. С ним я попал точно в десятку и был готов терпеть все что угодно.

- Один раз всего такое произошло! - бурно реагирует на слова Масленникова актер. - Вот видите: он не знает уже, что еще про меня плохого сказать. Не получается сдернуть с пьедестала - так надо сказать, что съемки по моей вине останавливались. Все это знаете, как называется? Поиски блох в шубе. Все мы живые люди, всякое бывает. Но во время съемок я вообще не пил, совсем. Работа не позволяла. Шерлока Холмса нельзя сыграть, выпив кружку пива. Это невозможно.

«МАСЛЕННИКОВ РЕВНУЕТ МЕНЯ К УСПЕХУ»

- Наши отношения с Ливановым время от времени портились. И портились солидно, - признается Масленников. - Из-за чего? Ну, взять хотя бы историю с этим злополучным новым сериалом. Да, мы переформатировали старые серии. Но только ради того, чтобы фильм стал экспортным. Чтобы того же Василия Борисовича увидел весь мир. Ведь на Западе никто нашего «Холмса» не смотрел - это все легенды...

А вот эти слова режиссера точно вызывают недоумение. Неоднократно же приходилось читать, что советского «Холмса» признали лучшей экранизацией в мире. А знаменитая каскетка Ливанова - чуть ли не центральный экспонат музея Холмса на Бейкер-стрит...

- Он сам ее туда и отвез, - говорит Масленников. - Объясняю. Наши серии были нестандартными. По советским меркам фильмы продолжительностью меньше часа считались короткометражкой. А значит - совсем другое финансирование. Поэтому все серии снимались из расчета - чуть больше часа: час десять, час пятнадцать. А это - не товар для иностранного телевидения. Там строгое правило: серия - 52 минуты. Я знаю точно, что нашего «Холмса», за исключением «Собаки Баскервилей», Запад не видел: сериал показывали только в странах соцлагеря.

- Масленников, во-первых, не очень в курсе, - опровергает Ливанов. - Я вам расскажу. В 1982 году меня пригласили на Международный фестиваль телевизионных фильмов в Монте-Карло, где вне конкурса представлялись два наших фильма: «Пестрая лента» и «Собака Баскервилей». И вот тогда представители BBC купили обе эти картины и показали их по английскому телевидению. Как Холмс и Ватсон мы с Виталием были признаны лучшей парой всех времен и народов. Причем английской критикой, что не шутка. У меня все эти газеты сохранились. В Daily Mail, например, вышла рецензия на наш фильм. Так вот, журналистка пишет, что где-то пересеклась с Маргарет Тэтчер и спросила ее, смотрела ли она «Собаку Баскервилей», и та ей ответила: «Из всего того, что я видела, русский «Холмс» лучше всех». Мне посчастливилось дружить с Грэмом Грином, в последние его годы, и однажды он мне сказал: «Ваш Шерлок Холмс обогнал вас». Дочка Конан Дойла, которая смотрела «Собаку Баскервилей», лично мне говорила: «Если бы отец увидел русского «Шерлока Холмса», он был бы счастлив». А потом специально ко мне приехали англичане, немцы и японцы из всемирного «Клуба Холмса» и вручили специальный диплом. Если едут японцы, что тут раздутого, а? Что это за «русская легенда»? Масленникову, наверное, хотелось бы, чтобы приехали не ко мне, а к нему. И недаром же меня попросили привезти в музей на Бейкер-стрит пальто и каскетку, которые я выкупил на «Ленфильме». Поэтому никакого преувеличения в этом нет. Просто Масленников ревнует меня к успеху, потому что пресса писала чаще обо мне. Ведь я - Шерлок Холмс. Без Шерлока Холмса никакого фильма не было бы.

«К ПОСЛЕДНЕМУ ФИЛЬМУ РИНА ЗЕЛЕНАЯ ПОЧТИ ОСЛЕПЛА»

Ни 25-летие, ни 30-летие легендарных «Приключений» официально не отмечались. И дело тут не только в ссоре Масленникова с Ливановым. Собирать попросту некого. Из постоянной съемочной группы в живых остались лишь двое - режиссер и исполнитель главной роли.

Первой из обитателей знаменитой киноквартиры на Бейкер-стрит ушла миссис Хадсон - легендарная Рина Зеленая.

- Она умерла в Матвеевском, в Доме ветеранов кино, - вспоминает Масленников. - Однажды, незадолго до смерти, я ее навестил. Сидели вместе, разговаривали. Но к тому времени Рина Васильевна была уже очень плоха.

- Мы с Риной Васильевной просто дружили, она знала меня с 10-летнего возраста, - рассказывает Ливанов. - Даже одно время были с ней соседями: жили в одном подъезде, в доме на улице Горького. Сейчас говорят, что Рина умерла в полном одиночестве. Это не так: с ней оставались еще сестра ее мужа и племянница. И, насколько я знаю, в Дом ветеранов кино она попала по собственному желанию. Рина была человеком с непростым характером. Она понимала, что за ней нужен уход, и не хотела грузить этим своих домашних. Сколько ее помню, она всегда оставалась невероятной оптимисткой и никогда не отчаивалась. Рина медленно, но верно слепла и к последнему фильму сериала уже почти ничего не видела. Но даже тогда ни на что не жаловалась.

 Давно уже нет и оператора картины Юрия Векслера, и художника-постановщика Исаака Каплана. В 2004 году в нищете умер инспектор Лестрейд - замечательный актер Борислав Брондуков. Двумя годами раньше не стало Виталия Соломина...

- Это вообще ужасно. Совершенно не укладывается в голове, - говорит о смерти Соломина Масленников. - Не могу сказать, что я дружил с Соломиным - он вообще был человеком очень закрытым. Даже не знаю, с кем из актерского мира он близко общался. Разве что с Ливановым, да и то, как мне кажется, ближе сошлись их жены, чем они сами.

- В больницу к Виталию меня не пускали, - вспоминает Ливанов. - Врачи говорили: вот-вот начнется улучшение - тогда пожалуйста, а сейчас не надо его беспокоить. И о состоянии Виталия я узнавал только от его жены. Мы все верили в удачный исход, но... А потом произошла, считаю, просто безнравственная вещь. В то время, когда Соломин попал в больницу, сериал был представлен на Госпремию. И если бы Виталий узнал об этом, быть может, это придало бы ему какие-то дополнительные силы. Но тогда волевым решением эта премия почему-то была у нас отобрана и отдана Масленникову. С довольно странной формулировкой: за вклад в телевидение.

«МЫ ОТКАЗАЛИСЬ СНИМАТЬСЯ ДАЛЬШЕ»

В 1986-м, как известно, сериал закончился. Но ведь рассказов Конан Дойла хватило бы еще минимум лет на десять. Почему же прекратились съемки?

- Во-первых, Ливанов и Соломин за эти годы очень сильно сдали чисто физически, - объясняет режиссер. - Посмотреть, какие они в первом фильме и какие в последнем, - это же небо и земля. Ну а потом, все уже было на выдохе. Продолжать дальше не имело никакого смысла. Да и надоело, честно скажу.

- Все закончилось только потому, что мы с Виталием сказали, что сниматься больше не будем, - у Василия Ливанова свое мнение на этот счет. - Все, что нужно было сказать, мы уже сказали. Мы сказали о любви, мы сказали о дружбе мужской, наши герои перебывали и в опасных ситуациях, и в смешных. Дальше оставалось только обслуживать сюжет, чего нам бы как раз и не хотелось. То, что мы согласились сниматься в последнем фильме, уже стало ошибкой. Самая неудачная, считаю, наша работа. А все от того, что сценарий к этой картине писал сам Масленников. И такой плохой, что мне лично пришлось переправлять четыре или пять эпизодов. Да и, честно говоря, мы с Соломиным уже устали от этих накрахмаленных воротников и причесок на пробор.

Все закончилось. Но остался вопрос: неужели Василий Ливанов ни капельки не благодарен Игорю Масленникову за роль, которая сделала его знаменитым?

- В первую очередь я благодарен Господу Богу. Потом - Артуру Конан Дойлу. Затем - оператору Юрию Векслеру. И уж в последнюю очередь - Масленникову... 

 Фото из семейного архива

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.