Новости шоу бизнеса. Откровения звезд
11505 | 0

Трагедия «Большой перемены»

Трагедия «Большой перемены»
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

 

Есть фильмы - на все времена. Их показывают в праздники, записывают, пересматривают под настроение. «Большая перемена» - как раз из таких. Неважно, что реальность, показанная там, никогда и нигде не существовала. Зато каждый кадр буквально насыщен талантом замечательных актеров. Жаль только, их личные биографии сложились совсем не так счастливо, как у героев «шебутного, озорного 9-го «А»…

После окончания «оттепели» советский зритель нуждался в чем-то оптимистичном и жизнеутверждающем. Партия и правительство озадачили этим Гостелерадио и «Мосфильм». Те, в свою очередь, выбрали для экранизации книгу Георгия Садовникова «Иду к людям». Писатель в течение года преподавал историю в краснодарской школе рабочей молодежи и в чем-то был прототипом Нестора Петровича Северова. Вот только забавного в его повести оказалось мало, да и сам автор поначалу сопротивлялся «развеселению» своей книги и превращению ее в незатейливый сериал. Воспротивилось комедии и учительское сообщество. После крохотной заметки в «Вечерней Москве» о том, что на «Мосфильме» готовятся съемки комедии о вечерней школе, Минобразования накрыло шквалом посланий от возмущенных учителей: «Не допустить осмеяния профессии советского педагога!» Вопрос рассматривал лично министр просвещения СССР Михаил Прокофьев. И рассмотрел положительно.

ГОЛЛИВУД ПО-СОВЕТСКИ

Вместе с автором адаптировать книгу для ТВ было поручено 45-летнему режиссеру Алексею Кореневу («Вас вызывает Таймыр»). В итоге сценарий лишь весьма приблизительно напоминает оригинал. Во-первых, никакого любовного треугольника между Нестором, Полиной и Федоскиным в книге и в помине не было. Нелли Ледневу воспитывал не папа, а мама, то бишь герой Евгения Леонова в оригинале был женщиной. А хулиган Ганжа, перед чьим обаянием не могли устоять ни учительница литературы, ни районный участковый, представал угловатым подростком без намека на амуры. Среди героев вообще не было ни жадины Тимохина (Савелий Крамаров), ни невесты Ляпишева Люськи (Ирина Азер). И, разумеется, крылатые фразы из «Большой перемены» тоже были придуманы Кореневым при участии артистов и главного оператора Анатолия Мукасея. Например, ответ Тимохина на: «Что ты мне глазки строишь?» - «А что, мне тебе кооператив строить?» - предложила актриса Нина Маслова (Коровянская). А Ирина Азер экспромтом обыграла эпизод с оторвавшимся каблуком, который сломался прямо во время дубля. Да и часть потасовок между Евгением Леоновым (Леднев) и его экранной дочкой Светланой Крючковой тоже были чистой воды импровизацией.

Рабочее название картины «Приключение школьного учителя» не нравилось на «Мосфильме». И тогда был объявлен конкурс, в котором победил Анатолий Мукасей.

«Я, режиссер, оператор Анатолий Мукасей и еще пара человек из съемочной группы поехали отметить радостное событие в ресторан Дома литераторов, - вспоминает Садовников. - «За лучшее название ставлю бутылку коньяка!» - предложил я. Толя Мукасей тут же сказал: «Большая перемена». И честно заработал свой коньяк».

Далее, как сказали бы теперь, проект ждал большой кастинг. Шутка ли, более 25 основных персонажей! Ученики 9-го «А», учителя, рабочие, жены, невесты… При этом до кинопроб у Коренева было лишь две «железные» кандидатуры. В роли профессора Волосюка он видел одного из основоположников МХАТа Михаила Яншина, учительницу географии предстояло сыграть мхатовской же актрисе Анастасии Георгиевской. Довольно быстро утвердили малоизвестную в то время Наталью Гвоздикову (Полина), Виктора Проскурина (Ляпишев), а также Евгения Леонова, Валентину Талызину, Савелия Крамарова и Льва Дурова. Любопытно, что вместе с ними был одобрен и Виктор Павлов в роли Петрыкина, но через три месяца, когда уже были сделаны фотопробы и пошиты костюмы, он из картины ушел. Благо, Петрыкина сменили не на кого-нибудь, а на Ролана Быкова.

На прочие роли пробы шли долго и упорно. На Ганжу пробовались Станислав Садальский, Александр Филлипенко, Михаил Стародуб. На Нелли - Марина Барабанова, Ольга Науменко и даже Наталья Гундарева. А в итоге «дочку Леонова» сыграла учащаяся 3-го курса школы-студии МХАТ Светлана Крючкова, которая, вообще-то, пробовалась на Светлану Афанасьевну.

«Я пошла на репетицию, увидела там Кононова и Збруева, уже известных актеров, - вспоминает Крючкова. - Режиссер мне поставил задачу: «Вы - Светлана Афанасьевна, жена Ганжи. Он вас втаскивает в комнату, а вы изо всех сил сопротивляетесь». Начали репетировать. Збруев меня тащит, а я чувствую, что силы неравны, он побеждает. И от отчаяния, не зная, что делать, я укусила его за палец. Пошла кровь. Режиссер сказал: «Все! Достаточно!» Я пошла домой и по дороге расплакалась, понимая, что не справилась с задачей. Только я пришла домой - раздается телефонный звонок: «Вы будете сниматься, но совсем в другой роли». Я была потрясена: меня, студентку, утвердили практически без проб!»

Так же стремительно на картину попала великолепная Людмила Касаткина. Когда ее пригласили сниматься в роли директора, Людмила Ивановна попросила своего друга Анатолия Мукасея показать ей пробные кадры. Актриса придирчиво относилась к съемкам, переживая за свое круглое лицо. Отсмотрев материал, Касаткина воскликнула: «Толечка, я буду у вас сниматься. Это не я - это Голливуд!»

Непросто шло утверждение и на главную роль. У Коренева было две кандидатуры: Андрей Мягков и Михаил Кононов. Но Кононов после работ у Тарковского и Панфилова не хотел сниматься «в такой ерунде». А Мягков ставил ультиматум: роль Светланы Афанасьевны должна сыграть его жена Анастасия Вознесенская. Оба актера тянули с решением, и пробы на роль Нестора продолжались. На Северова пробовались, например, Константин Райкин и Евгений Карельских. В итоге Мягков все-таки ушел, когда Коренев наотрез отказал в роли Вознесенской. И Михаила Кононова, можно сказать, заставили сниматься. Наверное, поэтому великолепный актер до конца своей жизни не любил «Большую перемену». «Мне приходилось оправдывать фантасмагорические ситуации и несуразный текст. О «Большой перемене» много писали, она с успехом прошла за рубежом. Вот такой силы таланты были в то время в России. Любой бред в их исполнении выглядел милым и обаятельным, а главное - искренним», - писал он в своей неопубликованной книге…

СТРОГИЙ ВЫГОВОР ИЗ-ЗА БРЕЖНЕВА

Говорят, что самые милые и добрые киноленты подчас снимаются в невыносимой обстановке. В случае с «Большой переменой» это не так. «Компания у нас собралась потрясающая, - вспоминает Нина Маслова. - Все молодые, веселые. Хоть и жили в жуткой гостинице в Ярославле с колоссальным количеством тараканов, все равно было хорошо…» Да и старшее поколение от молодежи не отставало. Даже Евгений Леонов, обладавший довольно трудным характером, на этой ленте был спокоен и всем доволен. Однажды Евгений Павлович так развеселился, что сам предложил, чтобы его герой забрался в школу через окно - «молодость вспомнил». А вот Ролан Быков, появившейся на площадке позже других, приступил к работе с тяжелым сердцем. Он блестяще репетировал во МХАТе роль Пушкина в пьесе «Медная бабушка», но сама министр культуры Фурцева запретила ему играть, заявив буквально следующее: «Наша национальная гордость не был таким уродом». Быков после этого впал в депрессию и даже хотел уйти из профессии... Но дружеская обстановка на съемках комедии о вечерней школе обаяла и приунывшего Быкова.

А в остальном это было стандартное советское кино. Снимали в павильонах «Мосфильма», на натуре в Москве, Ярославле, на берегу Волги и в Сочи, куда поехали искать лето в октябре. Артисты задерживались из театров и с гастролей - чаще всего на «Большой перемене» дожидались Юрия Кузьменкова (Федоскин) и «звезд» Збруева и Леонова. Довольно часто случались незапланированные простои. Например, когда снимали футбольный матч, в ходе которого Нестор сменяет на воротах Фукина (Валерий Носик), обнаружилось, что декораторы привезли тренировочные ворота, которые значительно меньше настоящих. Администраторы всю ночь искали нормальные ворота, да так и не нашли. Но рекорд по разбазариванию времени и пленки был поставлен на съемках эпизода катания на водных лыжах. Для обучения Кононова и Гвоздиковой были приглашены мастера спорта по водным лыжам, которые занимались с актерами несколько дней. В итоге… на лыжах сняли дублершу, а на крупных планах Гвоздикова «едет» на подставке.

Там же, на Волге, создатели кино чуть не утопили Кононова. Актер на самом деле не умел плавать, так что в эпизоде героического спасения Петрыкина его Нестор барахтался в воде совсем по-настоящему. В воде дежурили два водолаза-спасателя, но за целый день бултыханий актер все равно нахлебался воды. Кстати, Михаил Кононов был единственным актером на картине, кто постоянно проявлял недовольство: сценарием, текстом, режиссером. Дважды из-за этого срывались съемочные дни; во второй раз актеру объявили «строгий выговор».

Это был эпизод разговора с начальником цеха, в котором работал Федоскин. В пламенный монолог Нестора о пользе просвещения для рабочих Коренев вставил кусок из доклада генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева. Не беремся утверждать, что конфликт между актером и режиссером вспыхнул именно из-за этого. Но дело дошло до откровенной ругани при свидетелях, после чего Кононов просто всех послал и ушел в номер. Актеру был объявлен выговор и сделано предупреждение, что в случае повторения подобного его накажут материально - лишат премиальных…

«У Кононова был такой актерский прием. Чтобы «разогреть» себя, ему надо было с кем-то поругаться, - вспоминает Георгий Садовников. - Помню, однажды он сильно обидел жену Ганжи - Наташу Богунову. Пришлось потом ее долго успокаивать и утирать слезы. Но в целом нервных моментов было немного. Съемки проходили весело».

Да, смешного на съемках «Большой перемены» было куда больше. Рассказывает Александр Збруев: «Подъезжаем к проходной завода, а там вахтер: «Пропуск». Водитель говорит: «Да мы каждый день здесь проезжаем!» Тот в ответ: «Знаю, что каждый день, а вот сегодня нужен пропуск!» Ролан Быков выглянул: «Слушай, дружок, мы торопимся. Ты что, нас не узнаешь?» Вахтер уперся: «Пропуск!» - и все! Еще кто-то выглянул - никакого результата. Тут высовывается Крамаров и говорит: «Слушай, друг! Ты вообще соображаешь, что говоришь-то?» Вахтер его увидел: «А! Ты здесь? Ну давайте - проезжайте!..» Крамаров был всеобщим любимцем...»

Ну а сам Савелий Крамаров обожал женщин, известный был ловелас. Наталья Гвоздикова вспоминает, как однажды Крамаров подвозил ее до гостиницы и спрашивал: «Как вы считаете, такая девушка, как вы, может выйти за меня замуж?» «Но Крамаров в принципе очень любил женщин, - вспоминает актриса. - Думаю, помимо меня параллельно у него были и другие симпатии». Как говорят, подбивал клинья под юную красотку Гвоздикову и режиссер Коренев. И, получив отказ… уменьшил роль Полины едва ли не вдвое.

Премьера «Большой перемены» состоялась 29 апреля - 2 мая 1973 года. Картину ждал ошеломляющий успех: во время показа улицы советских городов вымирали. Модницы Советского Союза заказывали себе в ателье платья как у Нелли Ледневой и костюмчики а-ля Светлана Афанасьевна...

Но мало кто из почитателей «Большой перемены» знает, что автор книги о Несторе Петровиче и режиссер были готовы отснять и пятую серию.

«Время и деньги, выделенные на съемки, закончились, поэтому мы не стали затевать пятую серию. Сейчас жаль, - говорит Георгий Садовников, - потому что в фильм не вошел один очень смешной эпизод. Картина заканчивается балом. Но он возник как-то искусственно. По сценарию танцы должны были следовать после спектакля, который решила поставить жена Ганжи. И привлекла к репетициям Нестора Петровича. Играли «Евгения Онегина», а главную роль взял на себя Тимохин - Крамаров. Оказалось, что в местном драмтеатре у него работает тетка, которая может помочь с костюмами, но при условии: Татьяну должна играть его возлюбленная Коровянская. У Коровянской, конечно же, ничего не получалось, за 15 минут до начала представления она сбежала. Жена Ганжи заменить ее не смогла - сорвала голос на репетициях. И последней надеждой оказался Нестор Петрович, который единственный знал текст наизусть. Нестора загримировали, он стал похож на старую графиню из «Пиковой дамы» и в таком виде появился перед Крамаровым. А тот ничего не подозревал… В общем, должно было быть смешно…»

«МЫ ВЫБИРАЕМ, НАС ВЫБИРАЮТ…»

В год сорокового юбилея «Большой перемены» не стало Натальи Богуновой. Ее милая Светлана Афанасьевна, самозабвенно обожавшая своего непутевого Ганжу и шоколадные конфеты, стала самой яркой ролью актрисы.

Сейчас трудно понять, почему так случилось. Кто-то из коллег-актеров говорит, что Наталья Васильевна всю жизнь, еще со студенчества, страдала от психического заболевания, каждый год ложилась на коррекцию. Иные кивают на ее непростой характер и трудные отношения с матерью, которая трагически ушла из жизни в прошлом году. Единственным законным мужем Богуновой был режиссер Александр Стефанович, известный последующим браком с Аллой Пугачевой. Детей у Богуновой и Стефановича не было.

«Я дружил с Еленой Булгаковой, вдовой великого писателя, и она подарила Наташе на свадьбу красивое платье, - рассказывает Стефанович. - В то время Богунова ничем не болела, никаких признаков душевного недуга. Во дворе ее дома находилось хореографическое училище, где она училась вместе с Мишей Барышниковым. Они дружили. Эмоциональные срывы бывают у многих артистов, но далеко не у всех это приводит к психическому заболеванию…»

Адвокат актрисы также свидетельствует, что в последние месяцы жизни Богунова была спокойна и вела себя вполне здраво: «Последние три месяца мы с Наташей постоянно общались. Она была очень активна, мобильна, ходила на Московский кинофестиваль, пересмотрела все фильмы, ее узнавали, помнили зрители. У нее был эмоциональный подъем. Она готовила новую концертную программу, собиралась поменять гардероб - множество планов. Ничто не предвещало беды. Советовалась, куда поехать отдохнуть, чтобы утешиться и забыть о черной полосе в жизни. После того как она сдала мамину квартиру, у нее появились деньги, накопилась пенсия за время, что лежала в больнице. Она хотела поехать в круиз по России, потом решила в Италию, потом сообщила, что уезжает на Крит…»

Наталья Богунова скоропостижно скончалась на Крите в возрасте 66 лет. Причиной смерти называют обширный инфаркт миокарда вследствие перегрева организма.

Удивительно, но большинство актеров комедии ушли трагически. Михаил Кононов, известный и популярный в советские годы, в 1990-е почти перестал сниматься. Он продал московскую квартиру и начал долголетнее строительство дома в деревне Бутырки (Истринский р-н). Вместе с супругой существовал на доходы от продажи выращенных в своем огороде овощей. В 2000-е вновь начал работать в профессии, но принимал далеко не все предложения: актеру предлагали роли в сериалах, а он ждал «настоящего кино». Скончался в возрасте 67 лет от тромбоэмболии и последствий инфаркта. Кононова можно было бы спасти, но у него не было денег на дорогостоящие лекарства…

Другой популярный советский актер Валерий Носик (вратарь Отто Фукин) умер в 54 года. В последние годы имел проблемы с алкоголем, а скончался от инфаркта.

Актер театра им. Моссовета Юрий Кузьменков (Ваня Федоскин) также пристрастился к алкоголю из-за профессиональной невостребованности. Новых ролей в театре ему не предлагали, в сериалах - сплошные эпизоды. А ведь когда-то Кузьменков сыграл заметные роли в таких советских картинах, как «Любить человека», «Бой после Победы», «Осень»… Юрий Александрович умер в возрасте 70 лет от сердечной недостаточности.

Очаровательная Люсьена Овчинникова (Валя, жена Петрыкина), известная также по фильмам «Девчата», «Мама вышла замуж», «Анискин и Фантомас» и др., ушла из жизни в 68 лет. Как ни странно, настоящий успех пришел к актрисе именно после «Большой перемены», за которую Овчинникова была удостоена звания заслуженной артистки РСФСР. К успеху актрису стал ревновать ее третий муж, актер Валентин Козлов, - к тому же его уволили из театра. Супруг заливал горе водкой, 30 августа 1998-го Люсьена нашла его мертвым в ванной. А спустя четыре месяца не стало и ее.

По-настоящему жуткой была одинокая смерть Анастасии Георгиевской (учительница географии Серафима Павловна). Актриса скончалась внезапно, в возрасте 75 лет, у себя дома. Тело было обнаружено лишь неделю спустя… Анастасия Павловна жила настолько одиноко, что памятник на ее могиле на Кунцевском кладбище появился только спустя 19 лет.

Белокурая красавица Ирина Азер (Люська, подруга Ляпишева) закончила свою актерскую карьеру в начале 1990-х. А ведь когда-то ей прочили славу советской Бриджит Бардо. Азер много снималась, вела блестящую светскую жизнь, и никто не знал, что за надлом сидит в ее душе с юности. Ее отчим, генерал Абдур-Реза Азер, принадлежал к богатейшему иранскому роду и, как член Народной партии, был личным врагом Мохаммеда Резы Пехлеви, последнего шахиншаха Ирана. После покушения, совершенного на Пехлеви 4 февраля 1949 года, в Иране ввели военное положение, Народная партия была объявлена вне закона. Азер укрылся в СССР и поселился в Баку, где ему были созданы почти княжеские условия. В 1978 году Реза Азер смог вернуться в Тегеран, где неожиданно скоропостижно скончался. Его жена и две дочери стали наследницами состояния приблизительно в 15 млн. долларов. Но тут в стране снова грянул переворот, и Ирине с сестрой Деларам пришлось бежать из Тегерана. Вот эту поездку через охваченный пожарами, бунтами и погромами город Ирина так никогда и не забудет. Несколько раз на пути к аэродрому их останавливали, наставляли оружие. Непонятно, как две девушки вообще остались живы… В лихие 90-е Ирина Азер стала частным предпринимателем и даже преуспела на этой стезе. Но после того как в 45 лет покончила с собой ее сестра Деларам, Ирина замкнулась, и почти ни с кем не общается. Иногда только наведается в США, где живет ее дочь Вика с семьей и сыном. 

 

КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ ИЗ ФИЛЬМА:

- Что же такое получается! Ходишь-ходишь в школу, а потом - бац! - вторая смена. (Ляпишев)

- Ребята, лучше меня усыновите, я вам дешевле обойдусь. (Тимохин)

- Аттракцион невиданной жадности! (Ганжа про Тимохина)

- Публично чулки не поправлять, юбки не задирать, новыми комбинациями не хвастаться.                   

- Все должно быть шарман, черт подери! (В учительской)

- У всех отцы как отцы, а ты, как мальчик, все в школу бегаешь. (Нелли Леднева)

- Я наблюдал за вами семь дней и пришел к выводу, что вы меня достойны. (Нестор Петрович)

- Вы, девушка, какая-то не идеальная. (Петрыкин)

- Я тоже человек! Я целоваться хочу! (Ляпишев)

- Ходють тут всякие, ходють… (Тетя Глаша)

- Какой же он блондин? Шатен. Был когда-то! (Тетя Глаша)

- Я сам был мать! (Леднев)

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.