Сегодня 26 апреля 2018 г., четверг, 22:10USD 62.60 +0.8533EUR 76.18 +0.8531
Новости шоу бизнеса. Откровения звезд

Сергей Соловьев: «Мы все катимся в тартарары»

26 ноября 2016
hits 5381

Его давно уже назвали классиком. Картины Сергея Соловьева всегда поражали своей глубиной, переворачивали сознание, становились революционными. А что же теперь? 

Последние два фильма мэтра - «Одноклассники» и «Ке-ды» - легкие, молодежные. Кажется, ни на что не претендующие. Кто-то даже говорит: 72-летний режиссер впал в детство. Однако сам Соловьев с такой формулировкой категорически не согласен.

- Сергей Александрович, но от вас же ждут серьезных картин - культовых, эпохальных...

- Несерьезные «Ке-ды» - главная картина в моей жизни! У меня часто спрашивают: «Что вы думаете о новом поколении?» Вот в фильме «Ке-ды» я и отвечаю на этот вопрос. Разве рассказ о том, какие люди приходят нам на смену, какое будущее у России, не эпохальный? Когда монтировал фильм - а этот процесс скрупулезный, внимательный, - каждый раз ловил себя на мысли: как же я прав, как прав.

- Пять лет назад в фильме «Одноклассники» вы показали молодежь аморфной, депрессивной. Такие беглецы от реальности. Теперь, что же, ваше мнение поменялось?

- Замечу, что с молодежью я общаюсь ежедневно - у меня курс во ВГИКе. И сейчас другая молодежь. Очень хорошие дети - правда. Лично меня это поколение обнадеживает. Тогда, еще пять лет назад, мы говорили, что выросли дебилы, и правильно говорили. А нынешние 18-летние не дебилы, а дауны.

- Расшифруйте, Сергей Александрович.

- Если внимательнее посмотреть, больные люди прежде всего мы, взрослые. Дауны очень отличаются от нас, и в частности тем, что не хотят играть во все наши взрослые игры. Но поскольку мы их родили, воспитали, то сдавать в детский дом или приют, отказываться от них не имеем права. Надо жить с ними и учиться у них чистоте, честности, искренности, ранимости, тонкости. Возможно, они не воины, не бойцы. Но хватит нам уже воевать и сражаться. У молодежи сейчас другое ощущение преданности, дружбы, чести. Они умеют дружить, умеют любить, умеют быть верными, и это дорогого стоит. Во время съемок фильма «Ке-ды» я столкнулся с тем, что молодые люди (непрофессиональные артисты) интересы друзей ставят выше своих собственных. И они смогут спасти мир. Без шашек и бомб...

«С ТАНЕЙ ДРУБИЧ МЫ ОСТАЛИСЬ ДРУЗЬЯМИ»

- Однажды вы сказали, что революцию в кинематографе делают поколениями. В своих студентах видите созвездие, способное создать великое кино?

- Ответить на ваш вопрос мне, их учителю, сложно. Расскажу вам о встрече с лауреатом Нобелевской премии по физике Жоресом Алферовым. Однажды мы сидели за общим столом, выпивали, и я сказал, что ничего не понимаю ни в математике, ни в физике, не могу решить элементарного уравнения. Жорес Иванович внимательно меня слушал и серьезно сказал: «Это не твоя проблема, а проблема твоих школьных учителей». Предложил позаниматься со мной математикой, говорил, что я очень себя обделил, не познав эту прекрасную науку... Это я к тому, что если из моих студентов не получатся выдающиеся кинематографисты, то главным виновником буду я.

- А семья в данном случае имеет большое значение? Скажем, ваши родители не из среды кинематографистов. Наверняка Никите Михалкову и Андрею Тарковскому, родители которых - выдающиеся деятели культуры, было проще.

- Я был знаком с мамой Никиты и Андрона - Натальей Петровной Кончаловской, выдающейся женщиной. Расскажу забавный случай, связанный с Натальей Петровной.

В фильме Андрея Кончаловского «Дворянское гнездо» звучит гениальный романс, который исполняют Беата Тышкевич и Ирина Купченко. Я был убежден, что это русский романс, но не мог его нигде найти. Позвонил Андрону, чтобы спросить, и услышал, что его автор - Наталья Петровна Кончаловская. У Никиты и Андрона - исключительно талантливые родители, а значит, исключительно талантливые гены. Конечно, с такими генами они с детства на особом положении, и с этим трудно поспорить.

- Расскажите о своих родителях.

- Я из нормальной советской семьи офицера. Благодарен судьбе, что с 7 до 17 лет жил в культурной столице мира - Ленинграде и общался с фотографом Валерием Плотниковым, Сергеем Довлатовым, Иосифом Бродским. Я был тогда маленький, но видел их, слышал.

- Общались с Довлатовым? Почему же никогда его не экранизировали?

- Да, я общался с Довлатовым, когда мне было всего 14 лет. Но он на меня, клопа, не обращал внимания. А вот с Бродским я общался много... Сейчас, знаю, Алексей Герман-младший снимает фильм о жизни Сергея Довлатова. Мог бы пригласить меня консультантом. Это шутка, конечно, я бы не пошел. Что я, 14-летний пацан, мог тогда понять о Довлатове?!

- Но «Анну Каренину» вы экранизировали. Знаете, Карен Шахназаров говорит, что посмотрел ваш фильм и решил снять свой, с акцентом на молодость Анны. Он считает, что 45-летняя женщина не сделала бы того, что сделала 26-летняя Каренина. Почему же вы на роль Анны пригласили 45-летнюю Татьяну Друбич?

- Я спрашивал у своего учителя Михаила Ромма, почему на роль Ленина он взял Щукина. И Михаил Ильич ответил: «Щукин был поразительно похож на Ленина». Замечу, что Ромм Ленина не видел, но у него было о нем представление. Так вот я взял Таню на роль Анны Карениной, потому что более похожего на эту героиню человека нет. Такое ощущение, что Толстой списывал Анну Каренину с Татьяны Друбич.

- Татьяна Друбич была вашей музой, любимой женщиной. Сложно снимать фильмы без музы?

- Жизнь складывается по-разному. Я не искал музу, просто она появилась, как написал Булгаков, «из воздуха». Кстати, Татьяна считает, что лучшие фильмы я снял без ее участия. И чтобы эту глупость она больше не повторяла, я снял несколько фильмов без нее. Но с Таней мы остались друзьями. Более того, она - мой лучший друг. У нас талантливая дочь - композитор и пианистка. Она пишет музыку к моим фильмам...

«ШНУР ВООБЩЕ НЕ РУГАЕТСЯ МАТОМ»

- Есть ли фильм, который вы считаете своей неудачей?

- Я их снимал не для удачи или успеха, а для себя, чтобы моя жизнь была более интересная.

- А вот интересно: кто придумал это странное название - «Асса»?

- Африка (Сергей Бугаев, исполнитель роли Бананана. - Ред.) пришел ко мне в три часа ночи в гостиницу «Украина», а я уже спал, и прямо с порога спросил: «Ты хочешь, чтобы у картины был большой успех?» Я был не в состоянии в такое время обсуждать название фильма и сказал: «Хорошо, пусть будет «Асса».

- Расскажите о своих встречах с Виктором Цоем.

- Не было никаких встреч. Пришел на площадку и спел. Цой был очень замкнутым, немногословным, сдержанным восточным мужчиной. Мы с ним очень разные.

- А ваши нынешние друзья - Сергей Шнуров и Юрий Башмет, которые сыграли в «2-Асса-2», - общительные, веселые, душевные?

- Да, они мои друзья. Мы обменялись пятью словами и поняли, что не можем друг без друга. Для меня счастье обмениваться с ними словами и звуками. Замечу, что в бытовой жизни Шнур никогда не пользуется матерными словами.

- А он говорит, что вы преувеличиваете, что может, да еще как.

- А вы кому верите? Мне, седому, или ему?

- Наверняка знаете, что Шнур теперь ведет на Первом канале передачу «Про любовь». Как думаете, он компетентен в этом непростом вопросе?

- Сергей Шнуров - самый интеллигентный, самый тонкий и самый нежный человек, которого я встречал в своей жизни за последние лет 20.

- Сергей Александрович, скажите, кем бы вы были, если б не стали режиссером?

- Не представляю себя больше никем. Но если бы Ромм не взял меня на свой курс, нарушив рекомендацию, то я бы ни за что на свете не поступил во ВГИК - никто бы меня не взял. Михаил Ильич принял меня на свой курс вовсе не потому, что я был такой талантливый, а исключительно из протеста указу Никиты Хрущева, согласно которому в творческие вузы должны были принимать студентов с жизненным опытом. Михаил Ильич был бунтарем, и за это, кстати, его, мэтра, попросили уйти из ВГИКа. Представляете: великого Ромма выгнали из ВГИКа?!

- Как считаете, когда было больше свободы - в 60-е или сейчас?

- Я бы запретил на 10 лет употреблять слова «любовь» и «свобода». Ничего более пошлого в сегодняшнем контексте, чем слова «свобода» и «любовь», нет. В 60-е годы ни о какой свободе не было и речи. И сегодня ее не может быть. Правда, тогда была любовь. А сейчас и любви нет.

- У вас пессимистический взгляд на будущее?

- Мы катимся в тартарары, но катимся все вместе, не в одиночку. Если все вместе не предпримем активных действий, то погибнем. Все вместе должны взяться за голову и сообща подумать о спасении.

Элеонора Флерова.

PHOTOXPRESS

Просмотров: 5381
Поделиться
Подписывайтесь на наш канал в Telegram! Чтобы подписаться на канал «Мир Новостей» в Telegram, достаточно пройти по ссылке https://t.me/mirnov с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.

Оставайтесь с нами. Подпишитесь на канал в Яндекс.Новости и получайте актуальные и проверенные новости.

Добавить в «Мои источники» на Яндекс.Новости



Комментарии (2)

Добавить комментарий

RSS-лента RSS-лента комментариев

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.

Популярное
Российские чиновники выводят в офшоры миллиарды
Росфинмониторинг обнаружил связь между российскими чиновниками различных уровней и сомнительными операции по выводу денег в офшоры на общую сумму в несколько миллиардов рублей. Об этом рассказал в своем выступлении на Евразийском форуме «Конфликт интересов: право и этика» глава ведомства Юрий Чиханчин .
вчера в 14:56
Екатеринбургских школьниц отправили маршировать по сугробам с голыми ногами
Фотографии с марша школьников в Екатеринбурге возмутили пользователей соцсетей: дети были вынуждены маршировать по улице в летней форме, несмотря на сильный снегопад.
вчера в 18:51
Открытие датских археологов может изменить историю
Археологи нашли в центре Копенгагена древний церковный погост, возраст которого на целые сто лет больше возраста столицы Дании.
22 апреля 2018
Ученые рассказали, как избежать преждевременной смерти после инфаркта
Шведские кардиологи рассказали, как избежать преждевременной смерти после инфаркта.
20 апреля 2018
Клещи принесли в Россию смертельный вирус
Российские ученые обнаружили новую разновидность клещевого энцефалита.
20 апреля 2018
Стало известно, в каких регионах России хуже всего с работой
Минтруд опубликовал проект о ситуации на отечественном рынке трудоустройства. В соответствии с ним проблемы с работой наблюдаются в 20 регионах России.
21 апреля 2018
Загрузка...