Зритель привык видеть ее сильной. А в жизни она - разная. Да, прогибаться под изменчивый мир Ирина точно не станет. Кончилось в России кино - поехала искать его в Америку. Прошла любовь с МХАТом - решила создать свой театр. Сама себе актриса стала еще и сама себе продюсером, директором. Однако о том, что в первую очередь она женщина, Апексимова не забывает.
-Ирина, в Интернете не так давно мелькали ваши совместные фотографии с Валерием Николаевым: вы в ювелирном салоне, он вам что-то покупает. Многие решили, что вы снова вместе…
- Все удивились и обрадовались? (смеется). Разочарую: кулоны и браслеты он покупал не мне. У нас с Валерой дочь, мы ожидали ее совершеннолетия, и пошли в ювелирный салон, чтобы подобрать какой-то подарок.
- С Николаевым вы давно уже в разводе. Сейчас можете сказать, что актерские браки обречены априори?
- Нет, конечно. С положительными примерами действительно не густо, но дело в том, что долгие браки вообще, и не только актерские, у нас сейчас редкость. Актеры на виду, поэтому все в курсе: этот развелся, а этот женился. Никто же не знает про личную жизнь нормальных обыкновенных людей, которые ходят на работу к девяти утра: как они живут, как сходятся, разводятся. Хотя, может быть, в актерском браке есть больший риск в связи с какой-то ревностью профессиональной. Актер - это же диагноз, и по большому счету он бесполый: неважно, мужчина или женщина. Это очень трудно, наверное, когда твоя половина вырывается вперед. Нужно безумно любить и уважать человека, чтобы ни в коем случае не чувствовать себя загнанным в тупик. В этом плане у нас с Валерой была счастливая семья, мы абсолютно поддерживали друг друга. Это правда. Где-то я вырывалась вперед - и Валера мне очень помогал; где-то он - и я пыталась ему помочь, насколько могла. Мы такие были, знаете, режиссеры друг друга…
«НАШИ ОТНОШЕНИЯ СЕБЯ ИЗЖИЛИ»
- Сколько вы вместе прожили?
- 12 лет.
- И сейчас уже 14 порознь. Две разные жизни?
- Абсолютно. Теперь у каждого из нас свои интересы, своя личная жизнь. Мы вращаемся как бы в одном кругу, но Валера больше занимается кино, я больше занимаюсь театром. И друзья, которые раньше были общие, сейчас разошлись, разделились. Поэтому абсолютно две разные жизни.
- Те 12 лет вспоминаете с удовольствием?
- Безусловно. Мы прекрасно жили, все было очень хорошо. Самое приятное воспоминание - такой момент: мы сидим дома, сидим и молчим, каждый думает о своем, что-то крутит у себя в голове. Помню, я сказала: «А может быть...» На что Валера ответил: «Нет, это неправильно»... То есть мы не говорили, но абсолютно одинаково думали, в одном направлении. И понимали друг друга просто молча. Вот это было прекрасно.
- Америка стала разлучницей?
- Нет, не Америка. Просто эти отношения себя изжили. Понимаете, мы жили очень плотно. 24 часа в сутки вместе. И за эти 12 лет прожили очень большую жизнь. Наверное, каждому из нас нужно было идти своей дорогой. Ну, так сложилось - и здесь нет правых и виноватых.
- Когда вы почувствовали, что брак себя изжил?
- Я думаю, за несколько месяцев до того, как мы расстались. Я стремилась работать в театре, во МХАТе. А у Валеры складывалась карьера в Америке. Нет, она не разлучница, но в любом случае у него появились там какие-то свои интересы. И хоть мы: он там, а я здесь - говорили все время и рассказывали друг другу о том, что происходит, все равно существовала какая-то недоговоренность. Все-таки у него уже началась своя жизнь, у меня своя.
- Вы ведь тоже в Америке снимались.
- Только в одном фильме.
- Могли пожертвовать театральной карьерой здесь, чтобы быть с мужем там?
- Не могла. Ну, потому что я слишком люблю театр. Наверное, меня можно в этом обвинить, наверное, я пожертвовала своей семейной жизнью ради карьеры, ради театра. Возможно, в этом я виновата. Может быть, если бы была хорошая и правильная жена, я наплевала бы на все, поехала бы в Америку и сидела бы там…
«СТРЕМИМСЯ К ИДЕАЛУ, НО ЕГО НЕТ»
- Знаете, говорят, семья может существовать, только если есть ведущий и ведомый, и один подчиняет свои интересы другому…
- Я в это не верю. Потому что в любом случае то, что закопано в том, кто подчиняет свою жизнь другому, все равно каким-либо, подчас не очень красивым образом прорывается. Нереализованность человеческая, она же накапливается, и не дает жить. Тем более я не думаю, что у меня сложилась бы карьера в Голливуде. Не думаю. Наверное, просидела бы там у плиты. И как бы уродливо из меня вылезло вот это недовольство, никто не знает.
- У Валерия ведь тоже по большому счету в Америке не сложилось?
- Там в принципе ни у кого не сложилось.
- А он бредил Америкой, действительно хотел сделать карьеру в Голливуде?
- Да мы все бредили. Все, кто туда ехал. Тем более это были 1990-е, и здесь вообще ловить было нечего, кино практически не снимали. Конечно, когда появлялся такой шанс сняться в Америке, возникало ощущение, что - ах, вот оно! И у нас есть силы, мы способны это сделать!..
- Сейчас у Валерия от Америки остались лишь совместные фотографии со Спилбергом?
- Нет, почему - снимается периодически, его приглашают. Он только не на все соглашается, насколько я знаю. Но, конечно, такой уж сногсшибательной карьеры Валера там не сделал.
- Ирина, вы сыграли целую галерею сильных женщин. Насколько ошибаются режиссеры, видя вас такой?
- В чем-то, конечно, я достаточно сильный и жесткий человек. В чем-то - абсолютно растерянный. Наверное, как и все нормальные люди.
- После Николаева вы были еще замужем?
- Была, конечно. Один раз шесть лет, второй раз три года.
- А кто были ваши мужья?
- Какая разница - они были. Один актер, другой - не актер.
- Почему не сложилось?
- А почему не сложились? Шесть лет - это немало.
- Говорят, что работу нужно менять каждые 5-7 лет. Мужей тоже?
- Могу сказать, что не согласна с этим утверждением, но мой жизненный опыт подсказывает, что так оно и получается. Почему? Не те люди. Мы же все о чем-то мечтаем, да? Все стремимся к какому-то идеалу. Во всем. Идеала нет. Но нам же кажется. Ты встречаешь человека - вот! Вот он! И на то, чтобы распознать, что, оказывается, это не он, уходит какое-то время.
«С УДОВОЛЬСТВИЕМ ПЕРЕЛОЖИЛА БЫ ВСЕ НА МУЖСКИЕ ПЛЕЧИ»
- А вы знаете этого своего Мистера Идеала? Можете его обрисовать?
- Боже упаси! Зачем?.. Знаете, сейчас буквально перед выходом из дома я смотрела фильм о Людмиле Гурченко, которая рассказывала о своей личной жизни. Она говорила: мой муж должен понимать, что я - актриса. И для меня в этом очень многое заложено, я понимаю, о чем она говорит. Наверное, так отвечу на ваш вопрос.
- Гурченко последние двадцать лет жила с продюсером. Для вас это была бы идеальная формула?
- Конечно! Я бы с удовольствием переложила все на мужские плечи. С удовольствием!
- Чтобы самой просто блистать на сцене?
- О, это идеал! Я бы приходила со спектакля, с цветами. Отдыхала бы, в выходные занималась хозяйством, детьми. Идиотская мечта, но мечта. И об этом мечтают все женщины. Быть на пьедестале. Нет, я многое могу сама: и заработать деньги, и посчитать их, и купить гвозди, и забить их в стену. Есть женщины, которые говорят: я этого не могу. А я могу! Но было бы гораздо приятнее, если бы это делал кто-то.
- А мужчины нынче слабые, да?
- Такая хорошая отмазка, знаете ли: мужчины слабые, женщины сильные… А вообще, я не знаю. Может, кому-то я просто внешне не нравлюсь. В конце концов, я в любом случае не подхожу в разряд среднестатистических красавиц. Не того цвета волосы, не той длины. Слишком низкий голос, не вот это (начинает изображать милое девичье щебетание). Кому-то не нравится. Ну что ж теперь делать…
- Четвертая попытка будет?
- Не знаю, откуда ж мне знать. Это я не планирую. В отличие от спектаклей.
- Для большинства женщин успех ассоциируется с личной жизнью. Цель - удачно выйти замуж…
- У меня нет такой цели. Потому что: ну как такую цель можно поставить? Для достижения цели надо ведь что-то делать. Сделать спектакль - это я понимаю. Вступить в брак… Ну что, я выйду на улицу с плакатом: «Хочу замуж!»?..
Фото FOTOBANK.COM