Сегодня 16 августа 2018 г., четверг, 11:26USD 66.37 -0.3763EUR 75.22 -1.0072
Новости шоу бизнеса. Откровения звезд

Андрей Тарковский-младший: «Нас с мамой выпустили, когда отец уже умирал»

5 июля 2014
hits 6229

Андрей Тарковский снял всего семь фильмов, и все они были признаны шедеврами. Куда более драматично сложилась судьба самого режиссера. Когда неожиданно для всех Тарковский решил остаться на Западе, в Союзе его родные практически превратились в заложников. О том, как это было, спустя годы рассказывает сын киноклассика Андрей Тарковский-младший, которого нам удалось разыскать во Флоренции.

Июль 1984 года. Италия, Милан. В этот день состоялась скандальная пресс-конференция, на которой Андрей Тарковский на весь мир заявил, что он принял решение не возвращаться в Россию и остаться на Западе. Советские власти предприняли ответный шаг, которого режиссер не ожидал: они практически взяли в заложники его семью - жену Ларису и сына Андрея.

Ирония судьбы: Андрей Тарковский столько перенес, чтобы остаться на Западе ради возможности снимать кино, однако многого сделать он не успел. Болезнь подтачивала его изнутри. И свой последний (и единственный после изгнания) фильм «Жертвоприношение» он снимал уже будучи смертельно больным.

Последние месяцы режиссер провел во Франции, где за его жизнь боролись Марина Влади и ее муж, профессор Леон Шварценберг. Хотя Тарковский умер во Франции, своей страной считал Италию, которая приютила его во время гонений.

Именно здесь, в солнечной Тоскане, живет сын великого режиссера - Андрей Тарковский-младший. Как и отец, он стал режисером. Правда, к своему первому фильму шел очень долго. Только прошлым летом было официально объявлено, что Тарковский-младший приступил к работе над картиной по сценарию своего отца «Светлый ветер». Написан он был еще в 1970-е годы - на основе романа «Ариэль» писателя-фантаста Александра Беляева, - однако кино тогда так и не состоялось. И вот теперь сын решил доделать то, что не успел его отец...

 

«Я ЖИЛ ВОЗМОЖНОСТЬЮ ВСТРЕЧИ С НИМ»

- Андрей, говорят, что ваш отец очень хотел, чтобы его сын стал режиссером. Это действительно так?

- Да. Хотя я какое-то время этому сопротивлялся. Даже поступил на физико-математический факультет Флорентийского университета. Но потом пришел в кино. Отец мечтал, чтобы я ему помогал.

- Вам ведь не удалось поработать вместе с ним?

- Нет, когда я приехал в Италию, отец уже заканчивал работу над «Жертвоприношением»: весь съемочный период был завершен, оставалось только озвучание. Но мы постоянно вели беседы о кино. Главный совет, который он давал не только мне: кино надо смотреть. Как можно больше. Лучше - хорошее. И принимать кино не как развлечение, а как произведение искусства. Таких фильмов немного, а сейчас практически и вообще нет. Но для отца кино было не просто работой, это был его метод и способ познания жизни. И это требует жертвенности. О чем и говорит его последний фильм - о жертвенности ради постижения определенных истин.

- Но в деле своего отца вы не видели?

- Это может показаться странным, но я помню, как отец снимал «Зеркало». Хотя мне тогда было всего три года, у меня остались очень четкие воспоминания о посещении съемочной площадки. А позже, когда мне было уже семь лет, я не раз бывал рядом с ним во время работы над «Сталкером». Помню, меня тогда удивляло, как самоотверженно работал каждый на площадке. Вся группа. Актеры - Александр Кайдановский, Алиса Фрейндлих. В памяти всплывает, с какой серьезностью каждый подходил к съемкам этой картины. Отец переснимал один дубль за другим, пытаясь добиться совершенной картинки. Такого я больше нигде не видел - так, как отец, никто не работает. Когда каждый человек понимает, что он должен делать, и пытается сделать это лучше. То есть люди осознают, что снимают великое кино, снимают шедевр.

- Однако не все выдерживали совместной работы…

- Да, многие уходили. Но уходили, прежде всего, те люди, которые воспринимали кино как работу. С ним оставались те, кто разделял его подход к кинопроцессу. Мне кажется, отец создавал правильную атмосферу на площадке. Нужно быть требовательным - чтобы снять те кадры, которые снимал он, где каждая деталь имеет определенное значение. Конечно, работа эта очень тяжелая.

- В Италии ему работалось легче?

- На первых порах - намного сложнее. Когда отец стал работать на Западе, неожиданно столкнулся с тем, что мы привыкли как раз называть рутиной: когда в обед люди прекращают работу, потому что у них перерыв. В России такого не было – там все работали до конца, пока не было сделано то, что задумано.

- И что он делал в случае: если вот оно, пришло вдохновение, а съемочная группа уже закончила свой рабочий день?

- Вы знаете, отец настолько заражал всех своей работой, что вскоре даже в Италии все пошло по-другому. Люди, которые были вместе с ним, меняли свое отношение. Я недавно общался с одним художником, который работал с отцом на «Ностальгии». Этот человек сотрудничал и с Висконти, и со многими другими великими режиссерами. Так вот, он сказал, что подход Тарковского к кино, его самоотдача - это самое сильное потрясение в его жизни. Безусловно, у отца был дар работать с людьми. Потому что кино создается не одним человеком, а громадной группой. И нужно иметь большую энергию, чтобы ими управлять, донести до техников, администраторов потаенный смысл картины.

- Вы ведь много разговаривали с отцом. Какой из своих фильмов он любил больше всего?

- Отец был очень самокритичным человеком. И к своим работам он относился очень сурово. Наверное, выше других он ставил «Сталкера», хотя и к этой картине у него было много претензий. А после ретроспективы он и вовсе сказал, что ему ничего там не нравится. Отец говорил: единственным утешением для него является то, что другие снимают еще хуже.

- Когда ваш отец решил остаться на Западе, вам было всего четырнадцать. Вы понимали, что стали разменной монетой в большой игре? Ведь для того, чтобы вашей семье разрешили выехать из России, были подключены главы двух государств: говорят, Миттеран лично просил Горбачева решить этот волнующий весь мир вопрос...

- Естественно, мы постоянно ждали выезда, отец давал надежду, говорил: «Мы увидимся». И я жил этим - возможностью встречи с ним. Но каждый раз наш выезд переносился. А потом была та договоренность Миттерана с Горбачевым. И буквально за несколько дней нам надо было собраться и уехать: приказ дали в понедельник, а в среду уже самолет. Конечно, сыграло свою роль то, что отец был смертельно болен. Нам просто разрешили увидеться с ним. Советская власть поняла, что уже нет смысла держать заложников – Тарковский умирает.

 

«ЖИТЬ В РОССИИ Я УЖЕ НЕ СМОГУ»

- Вы уезжали с мыслью, что никогда не вернетесь в Россию?

- Да. Отец не хотел возвращаться в СССР после того, что они устроили. В течение двадцати лет судьба каждой картины была связана с такими сложностями, с такими проблемами, что он был оскорблен и измучен. Он остался на Западе именно для того, чтобы у него появилась возможность нормально работать. Он хотел снимать кино. И сделал очень тяжелый выбор: между тихой спокойной жизнью на родине, но без работы (он прекрасно понимал, что после «Ностальгии», если бы он вернулся в Россию, не снял бы ни одного фильма, ему бы просто не дали), и существованием в чужой стране, но - в работе. Другого пути у него не было. Он - художник в первую очередь. Но тем не менее он все равно оставался русским человеком и невозможность вернуться в Россию воспринимал очень болезненно.

- Почему ваш отец решил остаться именно во Флоренции?

- Он познакомился с мэром этого города Ландо Конти (его потом убьют «Красные бригады»), когда приезжал во Флорецнию вместе со сценаристом Тонино Гуэррой. Здесь ему очень понравилось: отца окружили заботой, теплом, мэр выделил ему отдельную квартиру. Он должен был ставить в местном оперном театре «Летучего голландца» - сразу после съемок «Жертвоприношения». Но, увы, не случилось...

- В Италии фамилия Тарковский очень известна. Чуть ли не первый встречный тут же показал мне дорогу к вашему дому...

- Да, это так. Когда я представляюсь или же люди видят мой паспорт, сразу начинают вспоминать, как смотрели фильмы отца. Это удивительно! У меня складывается впечатление, что в Италии фамилия Тарковский значит больше, чем в России. Если в Москве спросить молодое поколение, кто это такой, то реакция странная: вроде что-то знакомое, но кто он: может, художник, а может, актер - многие порой даже не представляют. С другой стороны, это и понятно: если в России в кинотеатрах не идут фильмы Тарковского, то о чем может быть разговор!

- А вы живете в той самой квартире, которую когда-то подарили вашему отцу?

- Да. И я стараюсь сохранить ту атмосферу, которая присутствовала при его жизни. Конечно, многое исчезло, изменилось, но я думаю, что определенный дух - дух Тарковского - остался.

- Андрей, признайтесь: а вам самому не хотелось вернуться в России?

- К сожалению, я себя уже не чувствую настолько русским, чтобы вернуться. С тех пор, как я уехал, прошло двадцать c лишним лет, да почти тридцать. Мое положение очень странное, поскольку я не чувствую себя ни итальянцем, ни русским. Я нахожусь вне определенных территориальных и культурных рамок. В какой-то степени это дает определенную свободу - свободу видеть вещи с какой-то другой стороны. Но существует большая проблема: когда не ощущаешь чувства родины, жить довольно сложно. Не спорю, Италия мне многое дала и дает до сих пор. Жить здесь великолепно, во Флоренции вообще рождается такое чувство, что ты существуешь внутри произведения искусства. И вся Тоскана - это удивительный по мощи регион Италии, где можно дышать этой культурой, этим искусством, здесь все сохранилось с древних времен. Я уже не могу жить без этой величественной красоты. Я очень много езжу по миру, и только когда возвращаюсь в Италию, будто перезаряжаюсь.

- В России вы такого не чувствуете?

- С Россией у меня связано много впечатлений, много воспоминаний. Но те годы ожидания и одиночества наложили отпечаток. Ведь тогда все испугались – мы с бабушкой жили в полном вакууме. Та атмосфера, когда рядом находился отец, - она исчезла. Поэтому мне было достаточно тяжело. И когда я возвращаюсь в Россию, то понимаю, что жить здесь, увы, уже не смогу.  

Фото FOTOBANK.COM

 

Просмотров: 6229
Поделиться
Подписывайтесь на наш канал в Telegram! Чтобы подписаться на канал «Мир Новостей» в Telegram, достаточно пройти по ссылке https://t.me/mirnov с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.

Оставайтесь с нами. Подпишитесь на канал в Яндекс.Новости и получайте актуальные и проверенные новости.

Добавить в «Мои источники» на Яндекс.Новости



Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.

Популярное
Солдаты ВСУ переходят на сторону ополченцев ДНР
Растет ожесточение украинских карателей.
10 августа 2018
Силуанов объяснил, почему упал рубль
Первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов прокомментировал ситуацию на российском финансовом рынке. По его словам, падение курса рубля связано не только с новыми антироссийскими санкциями.
9 августа 2018
Володин допустил упразднение государственных пенсий
Спикер Госдумы Вячеслав Володин в рамках встречи с жителями Саратова высказался о возможном отказе от государственных пенсий. Парламентарий объяснил идею серьёзным дефицитом Пенсионного фонда.
13 августа 2018
Больных детей не пустят в школу и детсад
С начала нового учебного года в российских школах и детских садах будет запущена процедура утреннего фильтра. Она подразумевает недопуск к занятиям детей с признаками заболеваний.
9 августа 2018
Под Ростовом обнаружено захоронение на тысячу лет старше, чем египетские пирамиды
В Ростовской области было обнаружено захоронение, отнесённое археологами к IV тысячелетию до нашей эры. Оно на тысячу лет старше, чем знаменитые египетские пирамиды.
9 августа 2018
Учёные признали пользу соли
Соль – белый яд, а сахар – сладкий яд. Об этом многие из нас помнят с самого детства. Однако, на самом деле соль не просто полезна для человеческого организма, но и является незаменимой для здоровья сердечно-сосудистой системы.
11 августа 2018
Загрузка...