Общественные и социальные новости
2543 | 0

Зима. Хлориды наступают

Зима. Хлориды наступают
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Каждую зиму на московские тротуары и дороги выбрасываются даже не тонны, а сотни тысяч тонн реагентов, в основном хлоридов. Это вызывает шквал критики в адрес городских властей. «МН» пытался разобраться, может ли столица обойтись без химии.

Реагенты, с помощью которых коммунальные службы уничтожают наледи, год за годом вызывают недовольство со стороны экологов и защитников прав потребителей. Обычно все сводится к требованию прекратить скидывать под ноги и под колеса химическую отраву, от которой чахнут не только зеленые насаждения, но и люди, обувь раньше времени отправляется на помойку, автомобильные покрышки и кузова - на свалку.

ЗА И ПРОТИВ

Экологи и активные горожане против реагентов. Им как минимум противно ходить по незамерзающей на морозе грязной жиже, безжалостно расправляющейся с обувью. Как максимум дышать вредоносной взвесью. Особенно недовольны владельцы собак: их питомцы нередко получают химический ожог на лапах.

По словам представителей мэрии, зимняя технология уборки с наименьшими усилиями и эффективно выполняет норматив по очистке дорог до «уровня черного асфальта», а заодно снижает статистику переломов, полученных на скользких дорожках.

- Мы используем жидкие, твердые и комбинированные реагенты нового поколения, хорошо зарекомендовавшие себя. Последние четыре зимы для тротуаров мы применяем специальные разработки с добавлением муравьиной кислоты. Они более эффективны и не влияют отрицательно на окружающую среду. С 2011 года мы работаем в соответствии с утвержденной технологией применения реагентов и не сыплем их как попало. Для обработки тротуаров применяем и мраморную крошку, содержащую мел. Белизна, попадающая на обувь и одежду, от него. Почистите щеткой ботинки - и ничего не останется, - утверждает заместитель мэра Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков.

Сейчас в качестве основного противогололедного средства для обработки проезжей части используется раствор на основе смеси хлористого кальция с другими хлоридами - калия (агрохимикат, между прочим) и натрия. Хлористый кальций модифицированный (ХКМ) эффективно растапливает лед и снег даже при низких температурах, но «работает» только три часа, из-за чего дороги в течение суток необходимо обрабатывать несколько раз.

По мнению экологов, ХКМ небезопасен для людей и животных. Движущийся транспорт поднимает мелкодисперсные частицы реагентов в воздух, которые вдыхают прохожие, а сам химикат разъедает металл автомобилей и кожу обуви. В списке реагентов числятся мраморный щебень (карбонат кальция), соль муравьиной кислоты (формиат натрия) и пищевая соль (хлорид натрия). Самое ядовитое вещество, как ни странно, - мраморная крошка. В отличие от гранитной она, превращаясь в пыль, попадает в легкие.

- Не сомневаюсь: современные реагенты, как говорят столичные чиновники, прошли сертификацию (на скользкость, на пониженное влияние солей на металлы и т.д.), но надо понимать, что слова «сертификат» и «безопасность» - не синонимы. Никто не проводил исследований того, как реагенты влияют на человека и животных! - сказал «МН» председатель оргкомитета партии «Зеленая Россия» членкор РАН, д.б.н., профессор Алексей Яблоков. - Нас могут долго убеждать в том, что применяемые в Москве реагенты безопасны, но в природе нет безопасных реагентов, а есть менее и более опасные.

Как бы ни защищал своих работников Петр Бирюков, а ту же мраморную крошку коммунальщики сыплют именно «как попало». Сколько умещается на лопате или в обрезанной под совок пластиковой бутылке, столько и лежит потом на тротуарах, во дворах, в скверах и парках. Нормы существуют только на бумаге и грубо нарушаются, да и те, что прописаны, не отвечают стратегии применения реагентов, которую четыре года назад выработали городские власти совместно с научным и природоохранным сообществом.

Щедро разбросанный по голому асфальту гранулированный мел быстро стирается в пыль прохожими и машинами, а дальше... По словам врача-аллерголога Евгении Степановой, мелкие частички реагентов раздражают слизистую дыхательных путей, кожу, вызывают постоянный насморк, чихание, кашель, зудящие высыпания.

НОРМЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

- Дворники порой ленятся доставать дозаторы, предпочитая по старинке разбрасывать реагент совками. Это нарушение регламента, - говорит руководитель департамента ЖКХ и благоустройства Москвы Андрей Цыбин. - Если увидите такую картину, сразу жалуйтесь - на городской портал «Наш город», в управы, в наш департамент, в окружные ОАТИ.

Директор по программам «Гринпис России» Иван Блоков предлагает вместо реагентов использовать гранитную крошку. В качестве примера он привел Стокгольм, где улицы сначала посыпают крошкой, а затем ее собирают, моют и на следующий год используют снова.

Андрей Цыбин не против крошки, но считает, что использовать только ее столица не может. Москва не Стокгольм и даже не Скандинавия, где жителей в разы меньше, чем в 12-миллионной столице с ее огромным автопарком.

Завкафедрой агроинформатики факультета почвоведения МГУ Дмитрий Хомяков считает, что у  Москвы свой, отличный от других путь:

- Накат или наледь можно, конечно, растапливать, подтапливать или посыпать шлаком, щебнем, гравийной крошкой. Однако в условиях Москвы последнее недопустимо -  ГОСТы по содержанию автодорог предусматривают только состояние «черного асфальта». За границей таких требований нет. К тому же,   если в Осло живут 450 тысяч жителей, во время снегопада они спокойно пересаживаются на общественный транспорт. В Москве пять миллионов машин, но даже при обильных снегопадах движение в столице хоть и осложняется, но не останавливается. Добиться этого без применения реагентов невозможно. Гранитная крошка предусмотрена в качестве дополнительного элемента к химическим противогололедным реагентам. Ее использование оправданно на подъемах и спусках на МКАД. Но гранитная крошка остается на дороге, разрушается сама, разрушает дорожное полотно и как абразив воздействует на днища, кузова и стекла автомобилей, попадает в ливневую канализацию, забивает трубы, провоцируя подтопление отдельных участков.

Применять химию на автотрассах, наверное, все же придется. Но если говорить о тротуарах и дворах, то тут «химический способ» давно пора заменить механической уборкой. Дедовские инструменты - лопату и лом - пока никто не отменял. 

Елена Хакимова

Фото ТАСС /  М. Новиков

А КАК У НИХ

В большинстве штатов Америки реагенты не используют вовсе либо применяется только хлористый кальций. Иногда в ход идут отходы ликероводочного производства: на дороги бросают патоку, она усиливает действие соли, которой коммунальщики посыпают заледеневшие дороги. Благодаря сиропу соль крепче прилипает к дороге и полностью расходует свой потенциал.

В Германии со снегом борются при помощи магния, и то в случае крайней необходимости, если невозможно почистить дороги с помощью техники. В Японии дороги ничем не обрабатывают и лишь на крутых подъемах и перекрестках рассыпают песок. В Норвегии под пешеходными дорожками и автомагистралями прокладываются теплокоммуникации, «подогревающие» снег. Кроме того, там дороги поливают горячей водой с песком (кипяток подтапливает лед, песок попадает на асфальт, а когда дорога подмерзает, образуется корка, похожая на наждачную бумагу). В Швейцарии и Австрии дороги обрабатывают смесью песка и мелкого щебня.

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.