Сегодня 22 августа 2018 г., среда, 10:28USD 67.17 -0.0024EUR 77.34 0.6287
Общественные и социальные новости

Зима. Хлориды наступают

29 января 2015
hits 1543

Каждую зиму на московские тротуары и дороги выбрасываются даже не тонны, а сотни тысяч тонн реагентов, в основном хлоридов. Это вызывает шквал критики в адрес городских властей. «МН» пытался разобраться, может ли столица обойтись без химии.

Реагенты, с помощью которых коммунальные службы уничтожают наледи, год за годом вызывают недовольство со стороны экологов и защитников прав потребителей. Обычно все сводится к требованию прекратить скидывать под ноги и под колеса химическую отраву, от которой чахнут не только зеленые насаждения, но и люди, обувь раньше времени отправляется на помойку, автомобильные покрышки и кузова - на свалку.

ЗА И ПРОТИВ

Экологи и активные горожане против реагентов. Им как минимум противно ходить по незамерзающей на морозе грязной жиже, безжалостно расправляющейся с обувью. Как максимум дышать вредоносной взвесью. Особенно недовольны владельцы собак: их питомцы нередко получают химический ожог на лапах.

По словам представителей мэрии, зимняя технология уборки с наименьшими усилиями и эффективно выполняет норматив по очистке дорог до «уровня черного асфальта», а заодно снижает статистику переломов, полученных на скользких дорожках.

- Мы используем жидкие, твердые и комбинированные реагенты нового поколения, хорошо зарекомендовавшие себя. Последние четыре зимы для тротуаров мы применяем специальные разработки с добавлением муравьиной кислоты. Они более эффективны и не влияют отрицательно на окружающую среду. С 2011 года мы работаем в соответствии с утвержденной технологией применения реагентов и не сыплем их как попало. Для обработки тротуаров применяем и мраморную крошку, содержащую мел. Белизна, попадающая на обувь и одежду, от него. Почистите щеткой ботинки - и ничего не останется, - утверждает заместитель мэра Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков.

Сейчас в качестве основного противогололедного средства для обработки проезжей части используется раствор на основе смеси хлористого кальция с другими хлоридами - калия (агрохимикат, между прочим) и натрия. Хлористый кальций модифицированный (ХКМ) эффективно растапливает лед и снег даже при низких температурах, но «работает» только три часа, из-за чего дороги в течение суток необходимо обрабатывать несколько раз.

По мнению экологов, ХКМ небезопасен для людей и животных. Движущийся транспорт поднимает мелкодисперсные частицы реагентов в воздух, которые вдыхают прохожие, а сам химикат разъедает металл автомобилей и кожу обуви. В списке реагентов числятся мраморный щебень (карбонат кальция), соль муравьиной кислоты (формиат натрия) и пищевая соль (хлорид натрия). Самое ядовитое вещество, как ни странно, - мраморная крошка. В отличие от гранитной она, превращаясь в пыль, попадает в легкие.

- Не сомневаюсь: современные реагенты, как говорят столичные чиновники, прошли сертификацию (на скользкость, на пониженное влияние солей на металлы и т.д.), но надо понимать, что слова «сертификат» и «безопасность» - не синонимы. Никто не проводил исследований того, как реагенты влияют на человека и животных! - сказал «МН» председатель оргкомитета партии «Зеленая Россия» членкор РАН, д.б.н., профессор Алексей Яблоков. - Нас могут долго убеждать в том, что применяемые в Москве реагенты безопасны, но в природе нет безопасных реагентов, а есть менее и более опасные.

Как бы ни защищал своих работников Петр Бирюков, а ту же мраморную крошку коммунальщики сыплют именно «как попало». Сколько умещается на лопате или в обрезанной под совок пластиковой бутылке, столько и лежит потом на тротуарах, во дворах, в скверах и парках. Нормы существуют только на бумаге и грубо нарушаются, да и те, что прописаны, не отвечают стратегии применения реагентов, которую четыре года назад выработали городские власти совместно с научным и природоохранным сообществом.

Щедро разбросанный по голому асфальту гранулированный мел быстро стирается в пыль прохожими и машинами, а дальше... По словам врача-аллерголога Евгении Степановой, мелкие частички реагентов раздражают слизистую дыхательных путей, кожу, вызывают постоянный насморк, чихание, кашель, зудящие высыпания.

НОРМЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

- Дворники порой ленятся доставать дозаторы, предпочитая по старинке разбрасывать реагент совками. Это нарушение регламента, - говорит руководитель департамента ЖКХ и благоустройства Москвы Андрей Цыбин. - Если увидите такую картину, сразу жалуйтесь - на городской портал «Наш город», в управы, в наш департамент, в окружные ОАТИ.

Директор по программам «Гринпис России» Иван Блоков предлагает вместо реагентов использовать гранитную крошку. В качестве примера он привел Стокгольм, где улицы сначала посыпают крошкой, а затем ее собирают, моют и на следующий год используют снова.

Андрей Цыбин не против крошки, но считает, что использовать только ее столица не может. Москва не Стокгольм и даже не Скандинавия, где жителей в разы меньше, чем в 12-миллионной столице с ее огромным автопарком.

Завкафедрой агроинформатики факультета почвоведения МГУ Дмитрий Хомяков считает, что у  Москвы свой, отличный от других путь:

- Накат или наледь можно, конечно, растапливать, подтапливать или посыпать шлаком, щебнем, гравийной крошкой. Однако в условиях Москвы последнее недопустимо -  ГОСТы по содержанию автодорог предусматривают только состояние «черного асфальта». За границей таких требований нет. К тому же,   если в Осло живут 450 тысяч жителей, во время снегопада они спокойно пересаживаются на общественный транспорт. В Москве пять миллионов машин, но даже при обильных снегопадах движение в столице хоть и осложняется, но не останавливается. Добиться этого без применения реагентов невозможно. Гранитная крошка предусмотрена в качестве дополнительного элемента к химическим противогололедным реагентам. Ее использование оправданно на подъемах и спусках на МКАД. Но гранитная крошка остается на дороге, разрушается сама, разрушает дорожное полотно и как абразив воздействует на днища, кузова и стекла автомобилей, попадает в ливневую канализацию, забивает трубы, провоцируя подтопление отдельных участков.

Применять химию на автотрассах, наверное, все же придется. Но если говорить о тротуарах и дворах, то тут «химический способ» давно пора заменить механической уборкой. Дедовские инструменты - лопату и лом - пока никто не отменял. 

Елена Хакимова

Фото ТАСС /  М. Новиков

А КАК У НИХ

В большинстве штатов Америки реагенты не используют вовсе либо применяется только хлористый кальций. Иногда в ход идут отходы ликероводочного производства: на дороги бросают патоку, она усиливает действие соли, которой коммунальщики посыпают заледеневшие дороги. Благодаря сиропу соль крепче прилипает к дороге и полностью расходует свой потенциал.

В Германии со снегом борются при помощи магния, и то в случае крайней необходимости, если невозможно почистить дороги с помощью техники. В Японии дороги ничем не обрабатывают и лишь на крутых подъемах и перекрестках рассыпают песок. В Норвегии под пешеходными дорожками и автомагистралями прокладываются теплокоммуникации, «подогревающие» снег. Кроме того, там дороги поливают горячей водой с песком (кипяток подтапливает лед, песок попадает на асфальт, а когда дорога подмерзает, образуется корка, похожая на наждачную бумагу). В Швейцарии и Австрии дороги обрабатывают смесью песка и мелкого щебня.

 

Просмотров: 1543
Поделиться
Подписывайтесь на наш канал в Telegram! Чтобы подписаться на канал «Мир Новостей» в Telegram, достаточно пройти по ссылке https://t.me/mirnov с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.

Оставайтесь с нами. Подпишитесь на канал в Яндекс.Новости и получайте актуальные и проверенные новости.

Добавить в «Мои источники» на Яндекс.Новости



Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.

Популярное
Главу австрийского МИД раскритиковали за приглашение Путина на свадьбу
Владимир Путин получил приглашение на свадьбу министра иностранных дел Австрии Карин Кнайсль и ответил согласием. Несмотря на то, что приглашение не имеет отношения к политике, Кнайсль подверглась резкой критике. Министру даже предложили добровольно покинуть свой пост.
17 августа 2018
Названы наиболее популярные профессии среди пенсионеров
Россияне пенсионного возраста чаще всего ищут работу в базах вакансий на должности, где требуется высокая квалификацией, большой опыт работы.
16 августа 2018
Судьба тарифов ЖКХ решится в течение двух недель
Вице-премьер Виталий Мутко заявил, что решение о возможном повышении в два этапа в течение следующего года тарифов на коммунальные услуги из-за увеличения НДС будет принято к началу сентября.
17 августа 2018
Пенсионерку из Тольятти обвинили в эксремизме
Сегодня СК предъявило пожилой жительнице Тольятти Любови Кузаевой обвинение по 10 эпизодам и 5 статьям Уголовного кодекса. Об этом рассказал прессе адвокат пенсионерки Тимур Мифтахутдинов.
16 августа 2018
В Киеве назвали плюсы отмены железнодорожного сообщения с РФ
Глава украинского Министерства инфраструктуры Владимир Омелян уверен, что отмена железнодорожного и автобусного сообщения с РФ пойдёт Украине на пользу.
17 августа 2018
Россиянам сменят сим-карты на одобренные ФСБ
Россиян переведут на сим-карты, позволяющие идентифицировать абонента, используя шифрование, сертифицированное в ФСБ. Об этом «Коммерсанту» рассказали в Минкомсвязи.
17 августа 2018
Загрузка...