Общественные и социальные новости
2835 | 0

Всегда ли прав покупатель?

Всегда ли прав покупатель?
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Кажется, что может быть проще, чем сходить в магазин за хлебом (молоком, бананами, пивом)? Плевое дело! К сожалению, это не всегда так. Нередко мы возвращаемся из супермаркетов с испорченным настроением. Хотим напомнить читателям, какие нормы Закона РФ «О защите прав потребителей» защищают вас в определенном случае.

Когда заходишь в магазин, начинает казаться, что ты потихоньку теряешь свои конституционные права. А между тем для защиты этих самых прав существуют замечательные книги, которые должны стоять на вашей полке сразу же после Конституции и собрания сочинений Пушкина. И называются они Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ), Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) и Закон Российской Федерации  «О защите прав потребителей».

НАДО ЛИ СДАВАТЬ РЮКЗАК В КАМЕРУ ХРАНЕНИЯ?

Итак, берем под мышку эти уважаемые издания и направляемся к ближайшему супермаркету. Первое, что по плебейской привычке хочется сделать, это сдать сумку в камеру хранения. Даже при наличии на ней надписи, что за сданные вещи администрация ответственности не несет, а замков в ячейках не наблюдается. Открываем волшебную книгу. Оказывается, согласно статье 421 ГК РФ, сдавать вещи в камеру хранения - дело добровольное. Более того, по статье 426 ГК РФ сотрудники торговой точки не имеют права отказать посетителю зайти в зал и совершать покупки в связи с наличием у того пакета или рюкзака. И все же, если вы согласились оставить вещи в ячейке, помните: администрация магазина несет полную ответственность за их сохранность. Об этом говорится в статье 901 ГК РФ.

Первый уровень игры «Супермаркет» пройден, заходим в торговый зал с рюкзаком за плечами и натыкаемся на новое препятствие. Вернее, еле втискиваемся в него. Проход между стеллажами настолько узок, что развернуться в нем, не сметя с полки пары-тройки бутылок «Абрау-Дюрсо», крайне проблематично. А если навстречу выезжает упитанная тетенька с тележкой, то ситуация становится просто безвыходной.

На такой случай нужно помнить ГОСТ 51773-2001 «Розничная торговля.  Классификация предприятий». Согласно этому ГОСТу, расстояние между магазинными стеллажами не должно быть меньше 1,4 метра при торговой площади магазина до 100 квадратных метров. Тут правило простое: чем больше магазин, тем шире проходы: 1,6 м при торговой площади свыше 100 до 150 кв. метров, 2,0 м при торговой площади свыше 150 до 400 кв. метров.

КТО ПЛАТИТ ЗА ИСПОРЧЕННЫЙ ТОВАР?

Однако, предположим, случилось страшное: после вашего прикосновения трехлитровая банка с огурцами упала и разбилась вдребезги по причине своего неустойчивого расположения на расшатанной полке. Естественно, как двое из ларца, появляются администратор торгового зала и представитель секьюрити.

Не пугайтесь и твердо знайте одно: если охранник начал грубить, угрожать, хватать за шиворот или просить вывернуть карманы, стоит напомнить ему о 203-й статье Уголовного кодекса РФ. Возможно, стражу порядка и невдомек, что такие активные действия в отношении вас караются лишением свободы на срок до 7 лет, поскольку это называется превышением полномочий служащего частного охранного предприятия (ЧОП).

У охранника нет полномочий на обыск покупателей. Секьюрити имеют право предложить вам добровольно показать свои вещи или вызвать полицию. В данном случае выбор за вами. Личный досмотр может осуществляться только полицейскими в присутствии двух понятых того же пола, что и обыскиваемый.

Но продвигаемся по магазину дальше и размышляем: если недоразумение уже произошло, кто в таких случаях обязан платить за испорченный товар? Чаще всего продавцы пытаются уступить это право покупателю. Не спешите сразу потакать требованиям работников торговли. По статье 401 ГК РФ гражданин несет ответственность за поврежденный товар только в том случае, если администрация магазина докажет, что вы специально его повредили. Если речь идет о непреднамеренной порче вещи, то, согласно статье 211 ГК РФ, все риски лежат на ее собственнике. В соответствии со статьей 459 ГК РФ, до тех пор, пока деньги за товар не переданы продавцу, владельцем товара является магазин. Покупатель становится собственником только после его оплаты.

Если конфликтная ситуация все же случилась, а вас убедительно просят оплатить расплющенный при падении торт, нужно четко и спокойно указать на обстоятельства, которые подтвердят отсутствие вашей вины. А таких обстоятельств немало: скользкие или мокрые полы, пороги или неровности, плохо закрепленные на полках товары, слишком узкие коридоры, ненадлежащего качества стеллажи... Скорее всего, ваши доводы не найдут отклика, но это не страшно. Вы должны предложить магазину обратиться в суд. Оплата поврежденного товара на месте может состояться только в том случае, если вы сами признаете вину и заплатите добровольно.

Конечно, есть случаи, когда за порчу товара платить покупателю приходится. Допустим, вы набрали целую охапку пива, а по пути к кассе половину не донесли. Ну, упало. Или слишком рьяно исследовали мощной дланью гроздь винограда, превратив ее в кисель. Тут придется раскошелиться.

ФОТОГРАФИРОВАТЬ В ЗАЛЕ НЕ ЗАПРЕЩАЕТСЯ

Но двигаемся дальше. Допустим, при уходе из магазина вам захотелось сделать пару фото на память. Но не тут-то было. К вам могут подойти сотрудники торгового заведения и сообщить, что фотографировать в зале нельзя. Не верьте им. Можно.

Запреты на фотосъемку могут содержаться лишь в федеральных законах и постановлениях правительства РФ (статья 9 закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»). Вам могут возразить и сказать, что таково внутреннее правило магазина. Но вы не работник магазина и этим правилам подчиняться не обязаны. Покупатель имеет право на получение информации о товарах, продавцах и об оказываемых услугах, и право это подтверждено законом «О защите прав потребителей». Как эту информацию получить - дело потребителя: ее можно записать, запомнить, наговорить на диктофон или сфотографировать.

ПЛАТИМ ПО ЦЕННИКУ

И напоследок. Мы подходим к кассе, и тут выясняется, что, к примеру, пачка чая за 70 рублей, как это было указано на ценнике, стоит дороже.

Работники магазина тут же расскажут вам трогательную историю о переоценке товара, компьютерном сбое, но никак не о бестолковости мерчандайзера или какого-либо другого должностного лица. Вы вправе выслушать эту исповедь и потребовать отпустить товар по той стоимости, которая была указана на ценнике.

Статьи 10 и 12 Закона РФ «О защите прав потребителей» однозначно говорят об обязанности продавца предоставлять достоверные сведения о стоимости товара, а ценник в этой ситуации как раз и является средством информирования. Если клиент и продавец в данном случае не приходят к компромиссу, покупатель имеет полное право подать жалобу в Роспотребнадзор и тем самым привлечь администрацию торговой точки к ответственности по статье 14.8 КоАП РФ.

В заключение хочется обратиться ко всем покупателям: почаще изучайте указанные полезные книги! Ведь незнание законов, как административных, так и уголовных, не освобождает от ответственности.

Валерий Мальчев

Фото PHOTOXPRESS

ВИНОВЕН ПОКУПАТЕЛЬ:

  если к порче товара привело его поведение в торговом зале (состояние алкогольного опьянения, чрезмерная жестикуляция руками и т.п.);

  если намеренно уничтожил товар (например, выпил дорогую бутылку коньяка).

В таких случаях магазину причинен ущерб по вине покупателя, он обязан его возместить в полном объеме; после оплаты  продукты становятся его собственностью.

ВИНОВЕН МАГАЗИН:

  если в торговом зале узкие проходы, которые к тому же заставлены коробками, тележками с товарами;

  если товар расположен на полках неустойчиво, и взяв один, покупатель разрушает всю «пирамиду»;

  если в магазине мокрый пол, и товар покупатель повредил, поскользнувшись;

  если товар разбился, упав с ленты на кассе.

В этих случаях вина полностью лежит на магазине, и никто не вправе требовать с покупателей возмещения ущерба.

 

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.