Госдума приняла во втором чтении проект федерального бюджета на 2024 год и плановый период 2025-2026 годов.
Утверждается, что проект бюджета сверстан на основе базового варианта прогноза социально-экономического развития. Он подразумевает переход к уверенному росту экономики в 2024 году на уровне выше 2%. Доходы в 2024 году составят 35 трлн рублей, в 2025 году - 33,5 трлн рублей, в 2026-м - 34,1 трлн рублей, расходы запланированы на уровне 36,6 трлн рублей в 2024-м, 34,4 трлн рублей - в 2025-м, 35,6 трлн рублей - в 2026 году.
Особо подчеркивается, что один из основных приоритетов главного финансового документа - адресная поддержка семей с детьми. В частности, на выплату единого пособия в 2024-2026 годах предусмотрено 4,4 трлн рублей. Это позволит обеспечить им более 10 млн граждан. Около 1,6 трлн рублей запланировано на предоставление маткапитала, более 482 млрд - на программы улучшения жилищного обеспечения семей с детьми.
Для сбалансированности федерального бюджета в 2024 году будут использованы средства ФНБ в размере 1,3 трлн рублей. Помимо ФНБ, основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2024-2026 годах будут государственные заимствования РФ.
Все это официальная позиция федеральной власти, публично заявленная на пленарном заседании в Госдуме. Дескать, широким шагом в светлое будущее! Однако бюджет на ближайшую трехлетку вызвал много вопросов у аналитиков. Да, он построен на оптимистичных прогнозах: доллар - по 90 рублей, инфляция - 4,5%, доходы граждан взлетят, а дефицит казны сократится. Но как, благодаря чему планируется достичь таких выдающихся результатов?
Проект бюджета вызвал, мягко говоря, недоумение у Счетной палаты (СП) РФ. К примеру, была отмечена несопоставимость двух макропрогнозов - Центробанка и Минэкономразвития, на которых, собственно, и базируется проект. Кроме того, СП не вполне понимает, каким образом в 2024 году будут покрыты расходы в размере 36,7 трлн рублей.
Госаудиторов насторожили зафиксированные в проекте откровенные противоречия в прогнозных оценках трех ключевых экономических ведомств - Центробанка, Минэкономразвития и Минфина. ЦБ оценивает текущую экономическую ситуацию пессимистичнее и в связи с этим настаивает на более жесткой денежно-кредитной политике для борьбы с инфляцией. В ведомстве Э. Набиуллиной утверждают, что в 2024 году ВВП в России вырастет в пределах 0,5-1,5%, однако Минэкономразвития жестко настаивает на цифре 2,3%. Словно тамошние специалисты пользовались разными базами данных!
Кроме того, по расчетам СП, в ближайшие три года бюджет рискует недополучить 335 млрд рублей по причине снижения поступлений от налога на добавленную стоимость (НДС) и табачного акциза.
Беспокоит специалистов и заявленный уровень НДС на товары и услуги. Бюджет верстался из расчета собираемости этого налога на уровне 98,7%, в реальности этот показатель значительно меньше. Конечно, проблемы создадут и возросшие расходы на ВПК. Откуда упадут в казну дополнительные деньги?
А главная странность проекта бюджета: при громко заявленной его социальной направленности, реальные расходы на социалку там урезаются.
Номинально расходы по статье «Здравоохранение» немного вырастут с нынешних
1,57 трлн рублей до 1,62 трлн в 2024 году и 1,63трлн в 2025-м. С учетом инфляции реальные расходы окажутся ниже текущих на 9%.
На образование в 2023 году обещали потратить 1,46 трлн рублей, в 2024 году расходы подрастут до 1,55 трлн, в 2025-м они упадут до 1,31 трлн, в 2026-м составят 1,41 трлн рублей. В реальном выражении падение составит 15%!
И на 60% снизятся расходы трехлетки на приведение в порядок коммунальных сетей! С таким финансированием актуальными могут стать уличные туалеты с выгребной ямой во дворах многоквартирных домов.
Верной дорогой идем, товарищи?!
Григорий Алексеев.
Фото: LEGION-MEDIA