Власть и закон
8950 | 0

Леонид Ольшанский: «Водитель не обязан выходить из машины по требованию инспектора»

Леонид Ольшанский: «Водитель не обязан выходить из машины по требованию инспектора»
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Сегодня масса ситуаций, когда обычный водитель становится без вины виноватым перед произволом инспектора ГИБДД. Кто защитит его?

На вопросы читателей и автовладельцев отвечает российский политический и общественный деятель, адвокат и правозащитник, вице-президент Движения автомобилистов России, действительный член Академии юридических наук, почетный адвокат России Леонид Ольшанский.

- Леонид Дмитриевич, с какими ситуациями к вам чаще всего обращаются автовладельцы?

- Ситуация такая: я ни в чем не виноват. Я считаю, что я ехал по правилам, а инспектор говорит, что я виноват, выехал на встречку... Подводит меня под лишение водительского удостоверения. Доказательств никаких.

Вторая распространенная ситуация: у меня в кармане полис ОСАГО, ДТП было. Страховая компания под различными благовидными предлогами отказывает в выплатах. Вот две самые частые ситуации по линии автомобилистов.

- Имеет ли право обычный полицейский (не инспектор ГАИ) останавливать автомобиль?

- Очень сложная ситуация. У нас был приказ министра внутренних дел о том, что обычный полицейский не имеет такого права. Но, с другой стороны, в правилах дорожного движения сказано, что по требованию сотрудника полиции водитель обязан остановиться и передать ему документы.

Однако остановка водителя сотрудником патрульно-постовой службы, вневедомственной охраны - это уже подозрение в коррупции. Тогда предполагаем, что останавливают с целью вымогать деньги. Поэтому здесь мы уже автоматически переходим ко второй части вопроса: а каковы алгоритмы нашего поведения?

Если они останавливают в городе, например в Москве, притом светит яркое солнце, то надо начинать с того, что нигде не сказано, что документы должны быть переданы в течение одной секунды или трех минут. Надо звонить 02 и говорить: «Девушка, я - водитель, остановлен сотрудником патрульно-постовой службы. Это вызывает у меня подозрение». Как правило, в течение трех минут перезвона они от вас отвяжутся.

Если дело происходит на какой-нибудь загородной узкой темноватой дороге между двумя деревнями, то лучше газу прибавить и двигаться в сторону ближайшего поста-пикета. Если останавливают на загородной дороге, то невольно возникает подозрение, что это бандиты, переодетые в форму сотрудников полиции.

- Обязан ли водитель по требованию гаишника выходить из своей машины, пересаживаться в машину инспектора и так далее?

- Нет, точно не обязан. И я советую не выходить ни в коем случае. Тормозить по требованию сотрудника полиции надо очень медленно, очень плавно, показывая, что мы боимся, чтобы нам никто в правый борт не въехал.

Таким образом, мы убиваем трех зайцев: во-первых, мы показываем, что мы останавливаемся, не удираем. Во-вторых, мы соблюдаем безопасность: мы ни в кого не влетим и в нас никто не врежется. И в-третьих, мы нарастим расстояние метров в 100-150 между нашей остановившейся машиной и инспектором. Поэтому даже если и были свидетели того, что мы якобы что-то нарушили, то за время, пока он дойдет до нас, все разъедутся. И ни в коем случае не выходить!

- Как быть, если водителя остановили и инспектор предъявляет обвинение: не был пристегнут ремнем безопасности?

- Ну ответ классический: «У меня ремень был пристегнут, но пока вы ко мне шли, я его отстегнул, чтобы достать документы». А в машине, которая стоит, можно делать что угодно и уж тем более пристегнутым ремнем быть не нужно.

- Стоит ли отдавать инспектору все документы кучкой?

- Ни в коем случае: только по одному. Вот, пожалуйста, техпаспорт, вот водительское удостоверение. И, самое главное, водитель ведь не должен знать все наизусть. Поэтому спрашиваем: «Какие вы еще хотите документы?» Например, он может сказать: «Ну давай полис ОСАГО». Но давать документы только по одному. А то возьмет кучкой, а потом скажет, что одного не было.

- Что делать, если пришел штраф, а на фотографии видно, как тень от автомобиля падает на встречную полосу?

- Верховный суд уже сказал, что все доказательства равны. И фотография - это одно из множества доказательств, но не единственное. И оно должно быть расценено и проанализировано судом в совокупности с другими. Поэтому надо бороться и отстаивать свои права. И это тот случай, когда их можно отстоять.

- Имеет ли право сотрудник ДПС во время остановки транспортного средства спросить медицинскую справку и поинтересоваться, где человек работает?

- Ни в коем случае. Статья 51 Конституции гласит: «Никто не должен давать показаний против самого себя, своих родных и близких». У нас не предусмотрено возить с собой медсправку и уж тем более говорить, где работаешь. Но опыт показывает, что если вы ему говорите, что работаете даже в сельсовете в российской глубинке, а уж тем более в Государственной думе, Совете Федерации, Министерстве юстиции, то сразу дискуссия заканчивается и он отпускает.

Любая близость к правоохранительным органам, к органам власти и управления сразу отбивает охоту у сотрудников многочисленных правоохранительных органов нарушать права граждан.

- А если сказать, что бизнесмен?

- О, раз вы бизнесмен, надо делиться. Вот у вас, мол, какая зарплата? А у меня меньше. Лучше не говорить, что вы бизнесмен. Любой младший клерк в глазах инспектора лучше, чем крупный бизнесмен, меньше будет придирок.

Но следует отметить, что всем известный принцип презумпции невиновности распространяется и на следователя, и на сотрудника уголовного розыска, и на инспектора ГИБДД. Всех огульно обвинять нельзя.

- Вы говорите про 15-20 алгоритмов того, что должен знать автовладелец и как отвечать на вопросы инспектора. Можно хотя бы пару-тройку таких грамотных вещей привести?

- Первое: выходим и начинаем с ним разговор о «штрафе на месте». Второй вариант - не выходим и тогда - наше требование к нему: «Ваше удостоверение». Переписываем данные его удостоверения, звоним 02, убеждаемся, что это он.

Очень часто еще вот что делают: стоят не на своей территории. Но для этого нужно наизусть знать границы ответственности полков и батальонов. Например, я живу на Мосфильмовской улице, это пятая спецтрасса в Москве. Значит, на дверях гаишного автомобиля должно быть написано: «5-й спецбатальон». А если написан не 5-й, а 10-й, значит, непонятно, что он тут делает. Нужно знать хотя бы в том месте, где вы живете, что происходит. Потому что ведь и одна сельская улица является границей между двумя районами.

Дальше нужно для себя определиться: или вы согласны с инспектором, или вы хотите судиться. Это история долгая, но с перспективой. Потому что в следующий раз вы ему достаете ксерокопию решения суда, где отменено постановление инспектора или отказано их организации. И это правоохранителей сильно охлаждает.

- Имеет ли право водитель вести аудиозапись беседы с инспектором?

- Имеет право вести, а уж как минимум включить видеорегистратор в своей машине. Наши аргументы: я нахожусь в своей машине, что хочу, то и записываю. Это поощряется сейчас руководством различных служб. Но нужно не забывать, что очень часто у инспектора на груди висит маленькая камера, которая одновременно записывает изображение и звук.

- Имеет ли право инспектор потребовать от водителя открыть багажник?

- Ответ здесь простой: имеет право, но с соблюдением процедуры. Пожалуйста, пишите протокол досмотра и давайте двух понятых. Но сотрудники полиции понятыми быть не могут. А инспектор скажет, что, мол, это не досмотр, а осмотр. На что мы ему говорим: «А в Кодексе об административных правонарушениях такого понятия, как осмотр машины, нет. Есть статья 27.7 «Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице». Есть также статья 27.8 «Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений...». Поэтому давайте так: или протокол досмотра, или ломайте багажник, а я буду жаловаться».

Они, как правило, ломать не будут. Но сейчас у них есть такая зацепочка, что можно без понятых производить досмотр и снимать на видеокамеру. Но нужно требовать: вы составляйте протокол, где бы я мог написать свои возражения.

Подготовил

Виталий Карюков.

Фото: ADOBE STOCK

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.