В лихие 90-е в моде был анекдот в виде объявления: «Приватизирую один метр государственной границы».
Желающих оказалось много. Да и продавцов хватало. Но далеко не всем повезло дотянуться.
На днях Госдума приняла закон «О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 году». Название длинное и занудное, но в нашей парламентской практике именно такие документы содержат заряды максимальной разрушительной силы.
Их легче протолкнуть в Госдуме, когда всем скучно и парламентарии мыслями уже в обеденном зале. Плюс «мелкие» хитрости: в начальный проект, прошедший «одобрение» в первом чтении, внедряют «маленькую поправку» совсем из другой сферы, имеющую стратегическое значение. Вряд ли кто ее заметит, и тем более не найдется трудоголиков всерьез обсуждать. Проголосуют на автомате и...
В законопроекте на дюжине страниц говорится о включении в бюджетную систему РФ бюджетов муниципальных округов и других, еще более мелких административных структур. И вдруг в самом конце резкий кульбит: «Установить, что в 2020 году Правительство Российской Федерации вправе принимать решения о предоставлении в 2020 году государственных кредитов, не предусмотренных Программой предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».
То есть вне связи с основным текстом кабмину дают право выдавать крупные займы в обход официальных процедур!
Эксперты пояснили, что речь идет о праве правительства предоставлять другим странам государственные кредиты, не предусмотренные планом. И напомнили, что буквально накануне второго чтения законопроекта президент России В. Путин в ходе встречи с президентом Белоруссии А. Лукашенко сообщил, что Москва выдаст Минску кредит в размере 1,5 млрд долларов. Для затыкания большой дыры в финансах республики.
Фактически это помощь России братской Белоруссии. Очевидно, что такой поступок подавляющее большинство наших граждан, за счет налогов которых и оказывается такая помощь, готовы приветствовать. У нас белорусов считают членами общей семьи.
Однако хитрости законодательного оформления этой помощи наводят на мысли. Тем более что в документе нет упоминания конкретного адресата кредита, заемщик не указан. Помимо Белоруссии или даже вместо нее кредит могут выделить любому другому государству - от Африки до Америки. Теоретически.
Но мы знаем практику наших властей, способных ради сомнительных политических интересов принимать, скажем так, неоднозначные финансовые решения. В последние годы только на строительство АЭС за рубежом из казны выделено более 100 млрд долларов! Всего под 3% годовых!
Некуда было вложить их в России?!
Лаврентий Павлов.
Фото duma.gov.ru