Вступающие в силу 1 февраля новые правила для коллекторской сферы задают тон взаимоотношениям между взыскателями и теми, кто переоценил свои возможности, набрал кредитов и теперь не в состоянии по ним платить.
Что станет недопустимым? Какие действия будут под контролем нового законодательства?
С 1 февраля 2024 года начинают работать поправки в Федеральный закон «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату и просроченной задолженности». Главная цель изменений - создать единые правила общения с должниками со стороны банков, микрофинансовых организаций (МФО) и коллекторских агентств.
Анализ цифр свидетельствует о внушительной роли коллекторов в деле взыскания задолженностей. Например, по данным за третий квартал 2023 года, банки продали им долги граждан на 75 млрд рублей - более 97% от общей суммы просроченной банковской задолженности.
Однако отдельные «выбивальщики» так рьяно выполняют свою работу, что становится не по себе. Кошмарная история произошла летом в городе на Неве. Там коллекторы, надеясь выбить деньги с должника, облили его дверь бензином и подожгли, для пущей убедительности прикрепив к двери муляж гранаты. Как выяснилось, ошиблись адресом, но факт остается фактом - отдельным представителям коллекторского сообщества все еще не чужды дикие методы запугивания должников, а также психологический и физический прессинги. Еще свежи в памяти такие яркие эпизоды деятельности иркутских коллекторов, которые за долги родственников учителей и воспитателей детских садов держали несчастных женщин в страхе, запугивали и угрожали им расправой. А в Казани коллекторы круто взялись за 91-летнего фронтовика. Потерявшие человеческое обличие взыскатели грозились «запытать паяльником» и всячески издевались за долг в 40 тыс. рублей, который, как утверждал ветеран и почетный гражданин Казани, ему незаконно начислила управляющая компания во время капремонта дома.
На фоне таких новостей споры по поводу существования института профессиональных коллекторов и обоснованности действий некоторых из них по-прежнему не утихают и вызывают разнонаправленные реакции. К примеру, главу Федеральной службы судебных приставов Дмитрия Аристова не на шутку тревожит деятельность коллекторских агентств, которые нередко выходят за рамки законности. Депутат Госдумы Ярослав Нилов и вовсе не устает повторять, что «коллекторы — это раковая опухоль на теле нашего общества и чем скорее мы ее вырежем, тем лучше для всех», и вместе с коллегами по фракции ЛДПР предлагает запретить коллекторскую деятельность в России как таковую. Ряд аналитиков рынка уверен, что институт коллекторов не так уж и бесполезен, поскольку отдельные заемщики действуют откровенно недобросовестно и уже на этапе оформления кредита знают, что всеми правдами и неправдами будут уклоняться от погашения долга, а значит, взыскатели играют важную роль в поддержании порядка в финансовой сфере.
Пока разногласия между сторонниками и противниками института коллекторов продолжаются, закон совершенствуется чуть ли не ежегодно, пытаясь сбалансировать интересы заемщиков и необходимость взыскания долгов. С 1 февраля одним из ключевых нововведений станут строгие временные рамки для общения коллекторов с должниками. Теперь такое время ограничено - с 8 до 22 часов в рабочие дни и с 9 до 20 часов в выходные и праздничные дни. Личные визиты разрешены не чаще одного раза в неделю, а звонки - не чаще одного раза в сутки, не более двух раз в неделю и не более восьми - в месяц. К серьезным штрафам и аннулированию лицензии теперь может привести нарушение следующих правил: оскорбление должника, применение физической силы, проникновение в жилье без согласия, взаимодействие с родственниками заемщика.
Кроме того, отныне коллекторами могут быть только коммерческие организации, выкупившие долг у банков или МФО. Еще одним важным моментом станет обязанность банков и МФО в течение пяти рабочих дней уведомлять заемщика о заключении соглашения с коллекторами. Такое уведомление можно будет отправить по почте, через нотариуса, портал госуслуг или лично.
Специалисты финансового рынка рекомендуют не вступать в личный контакт с коллектором, пока не придет специальное уведомление о его подключении к работе по взысканию, а если коллектор все сделал по закону, не стоит ему врать или грубить, а нужно честно рассказать, с чем связана задержка оплаты, и договориться о реструктуризации долга. Если взыскатель проигнорирует хоть одно из описанных в законе правил и требований (побеспокоит должника или его родственников звонками в ночное время или ранним утром, начнет агрессивно общаться или угрожать и т. д.), надо обращаться в правоохранительные органы, подавать жалобу в территориальный орган ФССП России и в прокуратуру, приложив, например, скриншоты сообщений, аудиозаписи переговоров, фотографии угроз на стенах в подъезде и другие материалы, доказывающие неправомерные действия коллекторов.
Елена Хакимова.
Фото: LEGION-MEDIA