Власть и закон
2158 | 0

2019: кому - прорыв, кому - застой, кому - противоречия...

2019: кому - прорыв, кому - застой, кому - противоречия...
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Экономические итоги 2019 года оказались не слишком утешительными, а политические - разнообразными и неоднозначными.

На это и обратили внимание эксперты, как опрошенные нашим обозревателем, так и высказавшиеся публично на последнем заседании осенней сессии Государственной думы РФ. Приводим их мнения как полностью, так и частично.

Руслан Гринберг,

член-корреспондент РАН,

научный руководитель Института экономики РАН:

«Лучше всего происходящее в стране охарактеризовал один из руководителей регионов: дела наши идут хорошо, но так дальше продолжаться не может!

Если говорить серьезно, власть наша готовится к большому «бэмсу», большому кризису в мировой экономике. Ее напугали предсказания разных астрологов, ясновидящих, колдунов на ближайшие годы, причем как давно уже умерших вроде Нострадамуса и Ванги, так и ныне живущих.

В результате 8 триллионов рублей будет в «кубышке», а это почти 10% от бюджета страны. Просто немыслимая цифра! У нас очень много денег! Их просто вот совсем много! Именно такой цитатой Анатолия Чубайса хочется описать все, что происходит сейчас с российскими финансами. А то, что подавляющее большинство граждан этих денег не видит, вовсе не означает, что их нет.

Казначейство РФ отчиталось об исполнении консолидированного бюджета (это федеральный, региональные и местные бюджеты, вместе взятые) за 10 месяцев 2019 года: доходы превысили расходы на 4,456 триллиона рублей. На эти деньги, например, можно было бы в 1,5 раза увеличить Пенсионный фонд. Но его никто не увеличивает, налоги не снижают, да и инфраструктуру, в том числе коммунальные сети, никто не бежит обновлять ударными темпами. Эти деньги копятся.

Что же мы так остервенело копим?

Самый очевидный ответ - на черный день, считают эксперты. И, судя по накопленным триллионам, он не так уж далек. Мы живем по формуле: копить, нельзя тратить. Она блокирует любое экономическое развитие, к этому добавляется пессимизм населения относительно очень большого неравенства, отсутствия социальной справедливости.

И статистика безработицы меня тревожит. Официальная вроде бы вполне успокаивающая, даже убаюкивающая. Но на предприятиях идут сокращения людей, они никуда не могут устроиться, однако и не регистрируются на бирже труда. В общем, скрытая безработица в уходящем году в несколько раз стала выше официальной.

Есть общая апатия. Энергичные же ребята хотят пусть даже перед концом света что-нибудь стырить. Продолжается двойная имитация: правительство имитирует успехи в области экономики, а бизнес имитирует неудачи, чтобы не было соблазна у фискальных органов прийти и разбираться, кто ты такой, что у тебя все хорошо?

Но главный итог года - застой. То, что у нас почти нет госдолга, инфляция не очень большая, хотя цены на продовольствие растут, - это неплохо. Но произошло размывание среднего класса. У нас сейчас он составляет всего 15-16% от общего числа населения. А раньше этот процент был около 25. При этом 90% всех ресурсов принадлежат 3% населения. Но есть и положительные итоги. Многие ожидали нового кризиса в мировой экономике, а он так и не наступил. Спровоцировать его могла торговая война США и Китая. Но пока эффекта падающего домино нет, банки не лопаются, критической нехватки денег в мире не наблюдается. И то, что в мире нет кризиса, России на руку. Наши внутренние экономические проблемы от этого сглаживаются.

Экспорт российского сырья стабилен. Экспорт несырьевых товаров из России в другие страны растет. Из-за рубежа к нам приходит валютная выручка и помогает отечественной экономике.

Но вот что будет дальше? Не стану гадать. Знаете, чем отличаются научные прог­нозы от гадания на кофейной гуще? Гадания иногда сбываются. Если серьезно, то делать какие-то прогнозы экономистам в эпоху, когда беспрецедентная непредсказуемость во всем, по меньшей мере несерьезно».

 

Игорь Николаев,

директор Института стратегического анализа ФБК:

«Власти не афишируют, но политика накопительства - свидетельство того, что готовятся к кризису. Наша экономика по-прежнему в 2019 году была сильно зависима от других стран. Связь простая. Если мы остаемся сырьевой экономикой, а мы таковой остаемся, значит, что мы очень сильно зависим от мировых цен на топливно-энергетический товар.

В свою очередь, мировые цены на нефть и другие сырьевые товары зависят от состояния мировой экономики. Если спрос снижается, экономика тормозит, то спрос на сырьевые товары, на нефть тоже падает.

Таким образом, крушение мировой экономики чревато тем, что цены на нефть будут снижаться. Для России это критично. Росстат может показать те цифры, которые нужны. Мы уже видим, что по итогам третьего квартала у нас якобы реальные денежные доходы выросли аж на 3%. С 2014 года падали, а сейчас такой резкий разворот».

 

Геннадий Зюганов,

руководитель фракции КПРФ:

«В этом году Государственная дума работала более организованно и более целенаправленно. Впервые качественнее стали готовиться министры. Впервые министр экономического развития Максим Орешкин услышал реальную оценку происходящего.

Впервые в этом большом зале прозвучали не только озабоченность, но и конкретные предложения: как можно решать проблемы дольщиков, что можно сделать с комплексным развитием села и каким образом более целенаправленно распределить доходы бюджета.

Сам характер работы нашей Думы позволяет нам обстоятельно обсуждать проблемы, избегая драк и потасовок».

 

Сергей Неверов,

заместитель председателя ГД, руководитель фракции «Единая Россия»:

«У нас вовремя принят бюджет на 2020 год, принят закон о повышении МРОТ, наконец-то решена проблема защиты прав обманутых дольщиков.

Поправки уравнивают в правах на компенсацию дольщиков, вступивших в ЖСК, с остальными дольщиками. Теперь они смогут получить поддержку не только в виде государственного финансирования достройки проблемных объектов, но и в виде компенсации стоимости жилья, если достройка объекта будет признана нецелесообразной. Компенсации будут выплачивать независимо от даты создания ЖСК.

У нас принят закон о защите прав сельских женщин. Закон гарантирует женщинам, которые живут и работают в сельской местности, сокращенную продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю. При этом оплата останется прежней, как и при полной 40-часовой рабочей неделе.

Впервые был принят комплексный закон, направленный на развитие и поддержку российского виноделия. В законе даны определения основных понятий в сфере виноградарства и виноделия, в том числе таких, как «вино», «крепленое вино», «игристое вино», «виноградосодержащий напиток», «виноградное насаждение», «виноградник». Зафиксировано, что «вино России» должно быть на 100% произведено из винограда, выращенного на ее территории.

Для развития цифровой экономики в эту сессию также был принят закон о цифровом нотариате. Законом устанавливаются перечень и порядок совершения нотариальных действий, которые могут быть произведены в электронной форме, то есть удаленно, без личной явки обратившегося лица к нотариусу».

 

Сергей Миронов,

руководитель фракции «Справедливая Россия»:

«Если говорить об итогах парламентского года, среди значимых предложений, одобренных в ходе осенней сессии, - межфракционный закон о поддержке пайщиков жилищно-строительных ко­оперативов. В соответствии с законом участники ЖСК смогут получать компенсации из Фонда защиты дольщиков. А также важен закон, запрещающий передавать коллекторам долги граждан по ЖКХ. Думское большинство стало чаще откликаться на наши предложения».

Подготовил

Андрей Князев.

Фото: агентство

«Москва»/А. Любимов,

YOUTUBE.COM, KPRF.RU,

WIKIPEDIA.ORG,

SPRAVEDLIVO.RU

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.