Об этом сообщил главный психиатр Минздрава России Зураб Кекелидзе. Председатель Комиссии ОП РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Владимир Слепак просит Минздрав разобраться с информацией о том, что две трети российских школьников имеют психические расстройства и аномалии развития.
По мнению члена ОП РФ, данная статистика заставляет сомневаться в адекватности российского здравоохранения. Мол, что это за медицина такая? Все дети с ума посходили, а психиатры сидят и в ус не дуют.
Мы попросили прокомментировать ситуацию психотерапевта, кандидата медицинских наук Марка Сандомирского.
- Неужели все так плохо?
- Беда вся в том, что прав профессор З. Кекелидзе, сказавший, что до 80 процентов российских школьников имеют психические расстройства. Цифра взята не с потолка. Это результаты исследований, просто надо объяснить их людям, потому что заявление Кекелидзе вызвало большой общественный резонанс. Родители волнуются, они боятся признать, что у их детей есть психиатрические проблемы. Ведь в обществе принято смешивать психические расстройства с психозами или как минимум депрессией. На самом же деле расстройств много и распространенность их велика.
- А что на самом деле означают эти цифры?
- Применительно к детям - это нарушения психического развития. Например, нарушение речи - если ребенок заикается или у него другое расстройство артикуляции. Еще одна распространенная проб-
лема - дислексия, когда ребенок плохо обучается чтению и письму. Читает только по слогам, пишет со сплошными ошибками. Есть еще и расстройство арифметических навыков. Школьники таблицу умножения выучить не могут. В СССР было мало детей-аутистов, а теперь аутизм стал заметным явлением. А синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) - ребенок не может сидеть за партой, всем мешает. Причем родители такого ребенка чаще всего не хотят признавать, что их ребенок болен.
Стало больше стрессовых и невротических расстройств. Чаще встречаются расстройства поведения. Психосоматические расстройства - вроде бы телесный недуг, будь то боли в животе, дисбактериоз, частые ангины или постоянные простуды (в практике педиатров есть такой диагноз - «ЧДБ», часто и длительно болеющие дети), а на самом деле в основе этого могут лежать психические расстройства.
- Отчего вдруг возник такой вал отклонений?
- Есть гипотеза, что в основе этого лежит нарушение традиционных семейных устоев, кризис семьи как института общества. Кроме того, современные компьютерные технологии. Ребенок только родился, ему суют в руки мобильник вместо погремушки. Нажимать на кнопки в телефоне дети научаются быстро, но это препятствует их дальнейшему развитию. Потом вместо кукол и машинок подсовывают планшет - лишь бы был занят и не отвлекал родителей. А это уже нарушает развитие ребенка, для которого должны быть игровые занятия со сверстниками, с родителями, а не только с компьютером. Другая версия - инфантилизм. Он может проявляться в проблемах развития у самих современных родителей.
- Как помочь современным детям?
- Говоря о диагнозах, стоит задуматься о пересмотре отдельных норм. Традиционные диагностические критерии в психиатрии консервативны, порой они устаревают. И если 80% детей норме не соответствуют - это ситуация парадоксальная. Ведь норма в медицине - это такое состояние, которое характерно для большинства людей. Как минимум две трети общества, или хотя бы больше половины, должны считаться здоровыми.
- То есть больные теперь пусть считаются здоровыми, а здоровые, наоборот, будут признаны больными?
- Не совсем так. Но нужно учитывать явление, которое носит название «психоморфоз». В массовом сознании и культуре общества происходят долгосрочные изменения, которые влияют на психическое развитие детей и подростков, в результате представления о норме смещаются. Дети сегодня становятся другими. Да, они читать не умеют. Но они и не хотят читать! Они хотят играть в компьютер.
- Иными словами, бояться статистики, представленной Кекелидзе, вовсе не надо?
- Я бы так не сказал. Пора бить тревогу! Дети - наше будущее, и они должны расти здоровыми. А если распространенным среди детей явлением становится задержка психического развития, если с каждым следующим поколением интеллект будет снижаться, что нас ждет в перспективе? Мы становимся обществом, которое не имеет будущего. И это огромная проблема.
- И остановить деградацию никак нельзя?
- Кекелидзе предлагает внедрять в школах уроки психологии. Дело хорошее (кстати, этот предмет пытались ввести в школьную программу еще во времена И. Сталина вопреки тогдашним гонениям на психологию). Или, например, внедрение современных методов массовой психологической помощи, включая нейропсихологическую психокоррекцию.
- В чем суть этого метода?
- Это сочетание двух подходов. Во-первых, нейрокоррекция, или так называемый замещающий онтогенез. Для исправления нарушений развития в раннем детстве, которые приводят к проблемам обучаемости в школе, ребенка школьного возраста обучают делать то, что делают груднички, - ползать на четвереньках, язык высовывать и тому подобное. Во-вторых, психокоррекция нарушений детско-родительских отношений, которые оказывают влияние на развитие ребенка.
- Думаете, это нас спасет?
- Зависит от объединенных усилий озабоченных родителей и специалистов помогающих профессий. Есть большая проблема, но есть и шансы ее исправить.
Материал подготовила Аделаида Сигида
Фото FOTOLIA.COM