Уже к следующей осени на Тверской улице вновь появится уничтоженная когда-то липовая аллея, тротуары вымостят гранитом, а число автомобильных полос уменьшится. Именно такую реконструкцию предложили столичные власти в рамках проекта «Моя улица». «МН» выяснил, какие еще преобразования ждут главную улицу города.
ВОЗВРАЩЕНИЕ ЛИПОВОЙ АЛЛЕИ
На сайте «Активный гражданин» голосование по благоустройству Тверской улицы запустили 10 марта. Москвичам предложили на рассмотрение единственный вариант восстановления участка от Кремля до Пушкинской площади. Он разработан голландскими архитекторами и, как сказано в официальной презентации, призван вернуть исторический облик этого района.
Пока главной сенсацией стало возвращение на Тверскую липовой аллеи, которая была посажена здесь еще в конце 40-х годов и вырублена в 90-е. Некоторые эксперты утверждают, что липы оказались «съеденными» новыми реагентами на тротуарах. Другие с ними не соглашаются.
«Почему деревья на Тверской погибли, а в Александровском саду выжили? Разница в 50 метров. На Кутузовском проспекте до сих пор растут деревья, хотя это одна из самых оживленных магистралей. Растения погубили, потому что они стали мешать автомобилистам и коммерсантам», - пишет блогер Илья Варламов.
В 2013 году власти все-таки решили Тверскую озеленить и выделили на это 500 млн рублей. Деревья, высаженные в гранитные кадки, предполагалось менять каждый сезон. Зимой в конструкции высаживали чахлые туи, летом - тощие липы, мало чем напоминающие старые раскидистые деревья. Чиновники заявляли, что «отработавшие» свой сезон растения отправляются в специальный питомник на отдых и лечение. А специалисты кричали о том, что такой метод, возможно, выгоден самим чиновникам, но для растений это смерть.
«В первый год посадки дерево не может выполнять всю свою декоративную функцию. У него будет мельче листовая пластина, оно не будет так цвести, это все равно будет ослабленное растение. И только потом, когда оно встанет на свои корни, дерево будет развиваться. Тут же получается, что осенью его опять выдрали, повезли, посадили. Нарушается технология. Весной, когда дерево повезут обратно на Тверскую, оно, скорее всего, не выживет», - рассказывает один из лучших российских ландшафтных дизайнеров Александр Гривко.
Масла в огонь подлил журналист-биолог Павел Лобков. Он выяснил, что каждая одноразовая липа вместе с кадушкой обошлась бюджету в 200 тыс. евро. Более того, чиновники закупили в Европе очень капризные пирамидальные дубы за 1500 евро каждый. Их посадили на Тверском бульваре, где они все и погибли.
Нынешний проект реконструкции предполагает посадку в грунт более сотни настоящих деревьев, но при этом оставляет старые гранитные кадки со слабыми, но выгодными туями и липами. Между тем специалисты сомневаются, что удастся создать полноценную аллею, похожую на ту, что когда-то росла здесь. Сеть подземных коммуникаций уже не позволит высадить деревья с раскидистой корневой системой. Им просто не хватит места. Кроме того, существуют правила, согласно которым деревья можно сажать на расстоянии не меньше 5 метров от зданий и не меньше 2 метров от проезжей части. Таким образом, тротуары здесь должны быть как минимум 7 метров в ширину. К тому же Тверская улица является правительственной трассой, и у многих экспертов есть сомнения, что высадку полноценной зелени разрешит Федеральная служба охраны.
АВТОМОБИЛИСТОВ ЖДЕТ ТРУДНАЯ ЖИЗНЬ
Расширение тротуаров и сокращение проезжей части на Тверской улице тоже вызвали споры среди специалистов. Сегодня трасса имеет 8 полос, и все равно здесь наблюдается вечная пробка.
«На мой взгляд, это решение несколько опрометчивое. Тверская - одна из главных автомобильных артерий Москвы. Там и так непростая ситуация, а теперь будут постоянные заторы. Эстетическая точка зрения, как мне кажется, не главная в нашем случае, если цена вопроса - ухудшение транспортной ситуации. Если вы все-таки собираетесь оставлять автомобильное движение на этой улице, сделайте его достаточно комфортным для автомобилистов. Не надо отбирать у них жизненное пространство», - заявил журналистам председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. По его мнению, правильнее было бы не расширять, а сужать тротуары, которые эксперт считает достаточно широкими. «Тогда уж пусть совсем закрывают для движения Тверскую, но в этом случае надо дублер находить. Я не понимаю, как это можно сделать», - недоумевает он.
Транспортный аналитик Аркадий Гершман рассказал журналистам, что даже такой скромный проект встретил сопротивление в столичном правительстве и множество здравых идей архитекторов были похоронены чиновниками.
«Визуально хотели выделить несколько площадей, в том числе и Пушкинскую. Предлагалось сделать там другое мощение и восстановить наземные переходы. Хотели делать выделенную полосу для общественного транспорта. Идей было много, но главное, что надо было решить, - это успокоить трафик. Чтобы было меньше шума и пыли. Только после этого имеет смысл делать вообще что-то. В итоге из всех идей удалось реализовать только деревья, возвратить исторические фонари и сузить полосы. Я немного следил за процессами изнутри и могу сказать, что даже это огромная победа. Да, деревьев тоже могло не быть. Закатали бы тротуары в гранит, и все. Но такое решение просто продавили», - говорит Гершман.
Он считает, что для некоторых чиновников реконструкция Тверской улицы - это предвыборная игрушка, которую они рассматривают исключительно в контексте заработка политических очков. «Им плевать, что и как там будет. Сейчас нельзя сделать нормальный архитектурный конкурс, потому что на это нет времени. В таком случае Тверскую не успеют сдать к выборам осенью этого года, а значит, избиратель не успеет порадоваться изменениям», - утверждает аналитик. И все же он надеется, что реконструкция центра города не закончится сразу после выборов, а продолжится куда более глубоко и осмысленно.
Подготовила Наталья Пуртова
Фото ТАСС/В. Егоров и Г. Усоев
- На разработку одного только проекта реконструкции Тверской улицы власти потратили 43,7 млн рублей. Проект благоустройства улицы Петровка с Рахмановским переулком и Петровскими линиями обойдется бюджету в 34,1 млн рублей. Столько же съедят Солянка и Лубянский проезд. Около 10 других центральных улиц обойдутся в 71 млн рублей. Сколько бюджетных средств уйдет непосредственно на реализацию проектов, пока не сообщается.