Общественные и социальные новости
4264 | 0

Тайна бортового журнала

В День памяти и скорби, который страна отметила 22 июня, сотрудники Центра досуга и спорта «Новогиреево» уже в который раз рассматривали пожелтевшую от времени тетрадку - бортовой журнал тральщика «Искатель», защищавшего Севастополь в 1941-1942 годах. Никто до сих пор не знает, как этот документ оказался на чердаке центра, где его совершенно случайно нашли во время ремонта, неизвестны и имена тех, кто служил на этом маленьком героическом корабле. Спустя 74 года после начала войны исследователям только предстоит это выяснить.

Тайна бортового журнала
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Тральщики на флоте считаются чем-то вроде скромной и неприметной пехоты. Они совсем не похожи на великолепные эсминцы и крейсера, их редко снимают для телевидения и часто просто не замечают, когда эти корабли списывают на берег. Задача тральщика - чистить море от мин, сопровождать в конвое куда более «серьезных» собратьев, перевозить раненых и делать другую простую, но очень необходимую на войне работу. В музеях Крыма не осталось ни одного бортового журнала, принадлежавшего экипажам, воюющим на этих работягах. И кто бы мог подумать, что, возможно, единственный в стране подобный документ обнаружится в московском районе Новогиреево?

Его нашли почти четыре года назад, когда в старом помещении Центра досуга и спорта затеяли ремонт. На чердаке хранились коробки с самыми разными подарками от жителей района. Сюда приносили пачки старых газет, датированных еще 1915 годом, почетную грамоту юной москвички, с отличием окончившей школу 21 июня 1941 года, письма с фронта, старинные пишущие машинки, на которых печатали еще дореволюционные документы, и даже женские ботинки, в которых щеголяли модницы периода НЭПа. Среди всех этих исторических сокровищ как-то затерялась старая пожелтевшая тетрадка, плотно исписанная темными чернилами, - бортовой журнал тральщика «Искатель».

Когда рабочие попросили освободить чердак от всего лишнего, педагог-организатор центра досуга Борис Годунов принялся разбирать коробки с раритетами. Идея музея, рассказывающего о жизни района много десятилетий назад, уже витала в воздухе, поэтому инвентаризация была просто необходима. Журнал бросился в глаза сразу. Кто-то из сотрудников даже вспомнил, что принесла его неизвестная пожилая женщина. А вот откуда у нее появилась тетрадка, спросить забыли.

Читали журнал всем коллективом. «Мы сразу поняли, что это уникальный документ, который писали прямо под обстрелом, в бою. Это была настоящая, живая история», - рассказывает Борис Годунов.

Капитан 2 ранга Владимир ПаевскийЖИВАЯ ИСТОРИЯ

Конечно, командир «Искателя» капитан 2 ранга Владимир Паевский, заполняя эту тетрадку в самый разгар боев за Крым, меньше всего думал о том, что однажды она станет историческим документом. Он, должно быть, очень спешил, когда записывал на эти страницы сухую беспристрастную информацию, поэтому почерк кажется неровным, к тому же осталось множество только морякам понятных сокращений. Что-то даже невозможно прочитать. Есть отдельные слова и обозначения, которые словно стерли с бумаги. Кто это сделал? Тот безымянный человек, который хранил бортовой журнал все послевоенные годы? И зачем ему это понадобилось?

«24 февраля 1942 года получил приказание командира НВМП конвоировать п/х «Восток» в Севастополь.

25 февраля 17 ч. 58 м. Обнаружили полузатопленную шлюпку с людьми. Подойдя к шлюпке, поднял на борт три трупа. По документам, обнаруженным при обыске, установлено, что это были члены экипажа п/х «Коммунист», незадолго до этого пропавшего без вести. Бровченко, Слюсарев, Бойцуг. После установления личности были похоронены в точке (далее пропущено), шлюпка уничтожена. Продолжали идти (по курсу). 27.02 прибыли в Севастополь...»

Это, должно быть, совсем будничный поход, но чаще бывало куда жарче. Впрочем, бои не мешали морякам фиксировать события согласно всем правилам военной науки.

«4 этап боя. Видимость резко ухудшилась. В дистанции 2 каб. силуэт транспорта смутно виден, катеров совершенно не видно. В 19 ч. 38 м. транспорт атакуют последние два торпедоносца. Корабли охраны мы обнаружили лишь в момент торпедометания.

...Один торпедоносец беспорядочно сбросил торпеды, прошедшие далеко по корме транспорта. Одна из торпед второго торпедоносца попала в борт транспорта. От полученного попадания транспорт имеет большую пробоину в правом борту в районе третьего трюма и начинает терять плавучесть. Капитан принимает решение выброситься на мель, что и выполнил. Корабли конвоя несут... (далее неразборчиво) и спасают людей, выброшенных взрывом с транспорта».

Здесь же карты и схемы проведенного боя. Но уже аккуратные, явно сделанные после того, как «Искатель» вернулся в порт. Впрочем, дома тральщики долго не задерживались. В морском бою эти трудяги погибали первыми, и кто-то должен был заменить товарищей. На сайте Черноморского флота можно найти список всех воевавших кораблей. Тральщиков здесь несколько десятков. Аккуратно обозначены серия и название. Рядом - дата спуска на воду и год гибели. 1941-й и 1942-й указаны почти у каждого третьего.

Вот еще одна запись. «1 февраля 1942 года в 12.00 порт подвергся налету 12 тяжелых вражеских бомбардировщиков «Фокке-вульф-200». Самолеты поочередно проводили бомбометание. Высота полета 3000 метров. Каждый самолет сбросил до 10 штук 100 кг бомб. Мы вели огонь из 100-мм орудий и пулеметов. Прямых попаданий бомб в корабль нет. После атаки продолжали прием раненых. Доставка 900 человек раненых в порт Поти».

«Когда моряки пишут о том, что «полупотопленный корабль еще плывет, мы его сопровождаем, начинается атака», становится ясно: «Искатель» фактически подставляет себя под торпеду. Иначе она попадет в корабль, который перевозит раненых. Часто тральщик возвращался обратно на базу, лавируя среди мин, которые сам и поставил. Шансов вернуться - не больше половины. «Искатель» последним уходил из Севастополя и Одессы, он минировал за собой акваторию», - рассказывает заместитель руководителя Центра досуга и спорта «Новогиреево» Евгений Ляпин.

РАЗЫСКИВАЮТСЯ ГЕРОИ

Несколько лет тетрадка лежала на витрине маленького музея, который все-таки организовали в Новогирееве. Конечно, было бы правильно отдать ее историкам. Но маленький коллектив дружно решил, что документ должен храниться дома, в Севастополе. Вот только кому он там был нужен?

В ноябре 2014 года руководитель центра Владимир Борисов распорядился отправить запрос в русскую общину Севастополя и в Музей героической обороны и освобождения  Севастополя. Там подтвердили: такой корабль действительно воевал здесь в начале войны, и его название даже увековечено на Аллее Славы. Только никаких документов, связанных с ним, в архивах нет.

А еще через некоторое время севастопольцы отправились в главную библиотеку края. Им предстояло изучить все газеты, которые были выпущены здесь во время войны.

Почти две недели эти люди листали старые подшивки. Нашлось 10 упоминаний корабля. Где-то газеты сухо информировали об удачном рейсе «Искателя», где-то сообщалось, что он провел бой с противником. Фотографии этих маленьких заметок были отправлены в Москву. Здесь, в Новогирееве, сотрудники центра старались найти в бортовом журнале подтверждения напечатанных в газетах событий.

Только когда все совпало, стало ясно, что тетрадка действительно принадлежит «Искателю». Пока она находится в Москве. Но очень скоро военную реликвию передадут в Севастополь.

Редкий снимок тральщика  «Искатель»

Буквально на днях в центр позвонил один московский ветеран. В первые послевоенные годы он служил на тральщике «Арсений Раскин», который вместе с «Искателем» ходил в боевые походы. Сегодня бывшему моряку уже много лет, но он готов встретиться с поисковиками и рассказать о событиях того времени и людях, служивших на этих трудягах войны.

Возможно, у кого-то из читателей «МН» есть информация о черноморском тральщике «Искатель». В таком случае в Центре досуга и спорта «Новогиреево» просят позвонить по телефонам: (495) 301-83-56 или (495) 309-13-87. Если наберется достаточно материала, в  Севастополе появится новая выставка, посвященная героическому кораблю.

Подготовила Наталья Пуртова

 

 

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.