Виктор Забелин - из славного племени советских командиров производств, генералов строительной отрасли.
«Мы работали не за награды. Мы работали за идею, за любовь к своей стране», - говорит сегодня тот, кого коллеги зовут ни много ни мало отцом современной строительной отрасли России.
Наш герой, образно говоря, - та самая «шинель», из которой вышли многие ведущие специалисты нашей промышленности и социальной сферы. На днях Виктору Никитовичу, отдавшему строительству более полувека, исполняется 90 лет. Как живет сейчас, о чем думает и вспоминает заслуженный ветеран отрасли? Об этом он сам рассказывает в интервью «Миру новостей».
- Виктор Никитович, на вашей памяти строительная отрасль СССР, а затем и России никогда не стояла на месте, она шла вперед хорошими темпами. Вы принимали участие в замене устаревших технологий новыми, в изменении нормативов, законодательства по строительству в стране...
- Конечно, мне, как руководителю, долгое время работавшему заместителем министра строительства предприятий тяжелой промышленности СССР, приходилось решать не только оперативные, но и стратегические вопросы. Скажем так, важно было определять новые цели и приоритеты в развитии стройкомплекса страны и ее регионов, запускать новые стройки-гиганты.
- Вы из тех людей, которые составляли и составляют до сих пор основу, костяк профессионального строительного сообщества...
- Не я один, конечно. Тысячи прекрасных профессионалов трудились и в Советском Союзе, работают и сегодня - это фундаментальная база строительного комплекса. К своему юбилею я осознаю, как много полезного и важного для родины сделали те из нас, кто стоял у истоков, а затем у руля советского строительства.
- Вы и ваши коллеги своими умом и знаниями, своими руками возводили объекты, ставшие эпохальными. Вы трудились при возведении Днепродзержинского химкомбината, работали на Южном машиностроительном заводе в Днепропетровске, руководили возведением производственных мощностей на заводе «Ростсельмаш», Таганрогском комбайновом и металлургическом заводах...
- Всего уже и не вспомнишь, и не перечислишь - ведь в СССР очень много строили. В стране тогда было аж три строительных министерства - Минпромстрой, Минстрой и наш Минтяжстрой, где я работал. Мы много возводили крупных объектов на востоке Украины, в Казахстане, на Урале в России, на базе Курской магнитной аномалии строили предприятия по добыче руды. Как пелось тогда в популярной песне, «мой адрес - не дом и не улица, мой адрес - Советский Союз». Да, мне много приходилось ездить по командировкам, переезжать, так вот сложилась судьба. Но моя семья все перенесла стоически, всегда меня поддерживала.
- А как вы выбрали профессию, как росли в ней?
- Поначалу я хотел, как и многие мои одноклассники в 50-е годы, пойти в металлурги. Но так получилось по личным мотивам, что сдал экзамены на факультет «Промышленное и гражданское строительство» в Днепропетровске. И не пожалел. Там у меня была не только учеба на отлично, но и хорошая практика на строительных предприятиях.
Получив диплом, я выбрал своим первым объектом строительство Криворожского металлургического завода, завод «Стройдеталь», там налаживали производство железобетона. Прошел путь от мастера до начальника цеха. А в «Доменстрое» за шесть лет прошел путь от прораба до главного инженера стройуправления. Вскоре уже в тресте «Днепрохимстрой» стал управляющим. Это был 1962 год, и мне было тогда всего лишь 30 лет. Потом в Ростове-на-Дону стал начальником Главсевкавстроя. Ну и так далее...
- Виктор Никитович, вы прошли все ступени мастерства, строительной карьеры, и вас в итоге заслуженно перевели в Москву, где 12 лет вы работали в Министерстве строительства предприятий тяжелой промышленности СССР - сначала заместителем, а потом и его главой. Вам приходилось встречаться с руководителями государства, видными деятелями?
- Само собой. Еще молодым руководителем я видел Брежнева во время его посещения нашей стройки в Днепродзержинске, мы там вместе обедали, слушали его рассуждения. Приходилось по работе встречаться и с тогдашними руководителями республик: Щербицким (Украина), Кунаевым (Казахстан). Кстати, Владимир Щербицкий, как партийно-хозяйственный глава Украины, был очень недоволен, что меня затребовала на работу Москва. Дескать, непорядок - мы кадры растим, а у нас их забирают. Но тогда дисциплина была строгой.
- Думаю, многим нашим читателям не надо объяснять, что это такое - тяжелое машиностроение. Вы же были посвящены во многие тайны тогдашнего создания оборонного щита родины...
- По долгу службы, конечно, я имел немалый допуск. В том же Днепропетровске мы официально строили автозавод, а в итоге построили совсем другое. Стране нужно было запускать ракеты...
- Виктор Никитович, а первый из ваших двух орденов Трудового Красного Знамени вы за что получили?
- За строительство закрытого производства на Днепродзержинском химкомбинате. Сегодня уже можно приоткрыть тайну, что работы там были связаны с большими атомными проектами. А в наши дни уже президент России Владимир Путин наградил меня орденом «За заслуги перед Отечеством». Я кавалер ордена Дружбы народов и ордена Почета.
Награды получать приятно, но мы десятилетиями трудились не столько за поощрения, а чтобы страна росла и развивалась. Работали за идею, строили на совесть, ведь в советские времена так было принято. Я и сегодня сохраняю связь с отраслью, с коллегами и друзьями, мой интерес к делу не пропадает, и я готов приносить пользу людям.
- Действительно, вашей энергии можно только позавидовать! И вы правы - многие построенные вами объекты промышленного производства до сих пор успешно функционируют. Но надолго ли еще их хватит, ведь сегодня так много уже не строят?
- Запас прочности того, что мы возводили, - очень большой, качество было хорошим. Но тем, кто сегодня эксплуатирует советское наследие, я хотел бы напомнить: необходимо беречь то, что существует, что построено самоотверженным трудом предыдущих поколений.
- А что бы вы пожелали сегодняшней молодежи?
- Трудолюбия и ответственности перед страной. Я уверен, что нужно постоянно повышать престиж профессии строителя, социальную защищенность в этой профессии. Тогда все у нас будет хорошо.
Подготовили
Евгений Малякин,
Андрей Царегородцев