Дистанционная форма обучения, еще недавно считавшаяся «бедной родственницей» традиционного образования, набирает обороты. Чем вызван всплеск интереса к «обучению на расстоянии» и почему в кризис оно становится особенно популярным, выяснял корреспондент «Мира Новостей».
Ключевое слово в словосочетании «дистанционное» образование - «дистанция»: находясь за тридевять земель от преподавателя или вуза, можно повысить квалификацию, расширить знания или получить новую специальность, не тратя деньги и время на дорогу до учебного заведения. Во время учебы не ты приходишь к преподавателю, а он к тебе, но не реально, а виртуально. Чтобы учиться дистанционно, только и нужны-то компьютер, интернет, время, мотивация и самодисциплина.
УЧИТЬСЯ, УЧИТЬСЯ И ЕЩЕ РАЗ УЧИТЬСЯ
Для желающих просто саморазвиваться без дальнейшей реализации знаний есть масса бесплатных тренингов, видеокурсов и онлайн-семинаров (вебинаров) практически по любой дисциплине и на любую тему. Делая запрос о «бесплатном дистанционном образовании», 99% халявных программ образованием будут считаться лишь номинально и не откроют даже малой части тех социальных и карьерных перспектив, которые предоставляют платные программы. Бесплатно можно прослушать вебинары по юриспруденции, менеджменту, экономике, лингвистике, истории, искусству, психологии, философии, социологии и политологии, но если цель - получить реальную специальность и «корочки», придется заплатить. Стоимость такой учебы будет минимум на 20%, а максимум в несколько раз ниже, чем за то же образование на коммерческом отделении дневной формы обучения.
Для молодых и многодетных матерей, инвалидов, военнослужащих и других граждан, скованных в передвижении на дальние расстояния, дистанционное образование - единственный способ получить профессию и устроиться на работу. Например, в отделении дистанционного обучения УНИК при группе партнерских вузов МИП, МЭИ и ИМЭИ нам рассказали, что после учебы на его факультете журналистики «хрустальный человек» Алена Меркурьева из Кургана (у девушки остеогенез) стала зарабатывать тем, что начала писать статьи в московский журнал «Афиша».
В интернете стерты не только временные границы, но и... государственные. Если вы захотите учиться удаленно в зарубежных университетах, никаких препятствий для этого не существует (разве что нужно будет выучить английский язык). Сегодня редкий западный вуз не предложит студентам дистанционный вариант получения знаний. Неоспоримые плюсы такой учебы в ее стоимости (она порой даже ниже, чем в российских вузах), в отсутствии необходимости оформлять визы и тратиться на переезд и проживание в незнакомой стране.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ И УНИКАЛЬНОЕ
К дистанционным формам обучения относятся вебинары, очно-заочное и заочное обучение. В первом случае образование и тестирование студентов (ими могут быть люди любого возраста и разного уровня образования) проводятся в режиме онлайн. Во втором - студенты учатся самостоятельно, находясь дома или на работе, но для прохождения итоговой аттестации приезжают в учебное заведение. В третьем случае обучение и аттестация проходят удаленно - в режиме онлайн. Условия обучения в любом из форматов одинаковы: доступ к учебным материалам (их отправляют по электронной почте или предоставляют логин и пароль для доступа к ресурсам образовательного центра), консультирование во время обучения, выдача документа, подтверждающего успешное прохождение учебы (диплом, свидетельство, сертификат, удостоверение о повышении квалификации).
Хотя ряд образовательных центров и могут дать высшее образование, но, когда говорят о дистанционке, чаще всего имеют в виду среднее специальное или дополнительное образование.
- Некоторые наши образовательные программы, - поделилась с «МН» преподаватель-эксперт в области прикладных социально-экономических программ Центра компьютерного обучения (ЦКО) «Специалист» при МГТУ им. Н.Э. Баумана Марина Белоусова, - являются уникальными. К примеру, в России только в нашем центре проводится обучение этичному хакингу - изучению хакерского арсенала для успешной защиты информации по мировым стандартам, а также курс «Спонсорство: как оправдать взаимные ожидания». Последний мы разработали четыре года назад, и сейчас, когда, по данным «Яндекса», ежемесячно ищут спонсоров почти 10 тысяч пользователей интернета, отмечаем, что растет спрос на этот курс и работодатели готовы принимать на работу специалиста со свидетельством об окончании курса по спонсорству, даже если у человека нет другого профобразования. Кроме того, ЦКО «Специалист», созданный на базе ведущего технического вуза страны, остается крупнейшим учебным центром России и Восточной Европы в области информационных технологий, а также единственным в России авторизованным учебным центром Microsoft Official Distance Learning (MODL). Мы гордимся тем, что каждый третий в России сертификат Microsoft выдается в «Специалисте».
По словам Марины Белоусовой, за 24 года существования ЦКО в нем прошли обучение свыше 800 тыс. человек, и даже кризис не остановил желающих освоить новую специальность или повысить квалификацию. Напротив, обучение в «Специалисте» в прошлом учебном году прошло на 6% слушателей больше, чем годом ранее. Примерно те же цифры назвали и другие опрошенные нами эксперты. Они признали: именно кризис заставляет людей «дополнительно образовываться». Причины у всех разные. Одних увольняют, и им приходится искать себе новое применение на рынке труда. Другие вынуждены повышать квалификацию, чтобы не попасть в число профнепригодных и не вылететь с работы. Третьи, имея одну профессию, хотят приобрести новую смежную, чтобы быть максимально конкурентоспособным во времена массовых увольнений.
ЛУЧШИЕ ИНВЕСТИЦИИ - ВЛОЖЕНИЕ В СЕБЯ
- Онлайн-обучение уже давно применяется во всем мире и успешно заменяет очное, - сказала в беседе с корреспондентом «МН» заведующая лабораторией проблем управления стоимостью МФТИ Елена Петровская. - Особенно актуально это для регионов: современные технологии позволяют получать образование жителям даже самых удаленных регионов страны. К примеру, на базе ЦДПО МФТИ разработана и успешно реализуется программа профессиональной переподготовки экспертов-техников в области технической экспертизы транспортных средств. В рамках программы (а это 516 академчасов) слушатели получают сотни единиц учебных материалов, более 50 обучающих видео, 40 вебинаров, тесты и контрольные работы. В ходе учебы студенты выполняют теоретические и практические задания, которые регулярно проверяет преподаватель. Итоговая оценка выставляется на основании дипломной работы, в защите которой в режиме онлайн принимают участие члены аттестационной комиссии.
Елена Владимировна считает, что слушатели сознательно подходят к получению новой специальности: «Для них это - инвестиции в себя. Людям важно получить знания и компетенции, которые позволят стать востребованными специалистами на рынке труда, успешно работать в новом направлении или расширить свою сферу деятельности».
Мы дозвонились до одной из выпускниц ЦДПО МФТИ и спросили ее мнение об учебе «на расстоянии».
- Форма дистанционного обучения позволила мне стать специалистом без отрыва от работы и семьи, - ответила Надежда Костенко из якутского города Алдан. - Находясь за тысячи километров, я могла полноценно слушать лекции, общаться с преподавателями, задавать дополнительные вопросы. Специальность «эксперт-техник», которую я получила, оказалась очень востребованной - спрос на оценочные услуги в последнее время повышается. Сейчас я могу сказать, что мое обучение было не номинальным, а фактическим, и помимо информации, связанной с проведением расчетов и оформлением экспертного заключения, соответствующего современным требованиям законодательства, пристальное внимание уделялось также устройству транспортных средств, видам повреждений и способам их устранения. Иметь диплом престижного вуза хорошо, но еще лучше получить практические знания в той области, в которой хочешь развиваться.
«Образовательная онлайн-система развивается и совершенствуется довольно быстро, и именно за ней образование предстоящих 50 лет», - уверен известный американский физик-теоретик, основатель теории струн, автор научно-популярных книг Митио Каку. В мире и правда давно оценили удобство электронного дистанционного образования, и, по прогнозам, уже в ближайшие пять лет две трети всех людей будут учиться в интерактивном режиме. Это значит, что у онлайн-курсов есть все шансы стать если не стопроцентной альтернативой живому обучению, то значимой частью образовательной сферы.
Елена Хакимова
Фото REX/FOTODOM, Т. Павловой