Образование
1465 | 0

Учебный год - без мобильников?

Учебный год - без мобильников?

Недавний скандал вокруг заявления министра просвещения Сергея Кравцова о необходимости лишить детей возможности пользоваться в школе смартфонами до сих пор обсуждается родителями и учителями.

«МН» попытался разобраться, удастся ли чиновникам запретить гаджеты в школе или подростки будут по-прежнему залипать в интернете прямо во время уроков?

Заявление глава Минпросвещения Сергей Кравцов сделал в самом конце августа на Общероссийском родительском собрании. Он сказал, что с 1 сентября в школах нельзя будет пользоваться мобильными телефонами во время уроков, а дети должны сдавать гаджеты учителям перед началом занятий. По словам министра, это решение записано в новых санитарных правилах.

«Мобильные телефоны не должны отвлекать школьников от занятий. Вспомните, мы с вами тоже учились. У нас не было мобильных телефонов. В школе есть ответственные: если какая-то чрезвычайная ситуация произойдет, то обязательно родителям позвонят, скажут. Есть учитель, классный руководитель, на перемене можно пообщаться со школьниками. Но на уроках в соответствии с санитарными правилами использовать мобильный телефон не допускается. Вы прекрасно понимаете: их использование влияет на здоровье детей», - заявил министр.

Противники такого решения приняли слова Кравцова в штыки. На страницах педагогических сайтов и в соцсетях немедленно выложили текст СанПиН, тех самых, на которые ссылался чиновник. Этот документ был выпущен в 2021 году, никаких запретов для школьников там нет. Речь идет лишь о том, что смартфоны не рекомендуют использовать для образовательных целей. «Мобильные средства связи имеют чаще всего маленький размер экрана, это влечет за собой напряжение органов зрения и нарушение осанки, поэтому мобильные телефоны нельзя использовать во время урока вместо компьютера или планшета», - пояснили в Роспотребнадзоре.

В Министерстве просвещения казус признали и вынуждены были давать пояснения. Теперь речь идет о том, что смартфоны нельзя использовать только в учебных целях, но позвонить и пообщаться с родителями дети все же смогут. Отбирать устройства у школьников по-прежнему недопустимо - по мнению многих экспертов, это приведет к протестам родителей и ненужным конфликтам. Но кто будет следить за тем, звонит ли ребенок по делу или в очередной раз залипает в игрушке? Каким может быть наказание за нарушение этого правила? Ответы на эти вопросы не прозвучали, и проблема смартфонов в очередной раз осталась нерешенной.

ОЧЕНЬ ДАВНЯЯ ИСТОРИЯ

Борьба с гаджетами в школах идет уже много лет. Еще в 2016 году тогдашний уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов предложил ограничить использование смартфонов в образовательных учреждениях. На тот момент школьное сообщество было не готово к такому решению, и Астахова подвергли обструкции на всех уровнях - от соцсетей до Госдумы.

Генеральное сражение смартфонам было дано лишь летом 2019 года, когда в бой вступила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. Она заявила, что электронике не место на уроках. «Наверное, вообще надо запретить в школах. Потому что нет условий хранения. Если будут дорогие телефоны оставлять в ящичках, а потом они оттуда исчезнут? Есть нормы этики в разных странах. Если ребенок с телефоном на уроках, будет ребенок учиться? Нет!» - была решительна спикер.

К вопросу немедленно подключилась руководитель Роспотребнадзора Анна Попова. Она обязалась в течение месяца создать рабочую группу, которая займется разработкой порядка использования телефонов в школах. Вице-премьер Татьяна Голикова в принципе согласилась с идеей регламентировать работу с гаджетами в школах. Казалось бы, теперь у смартфонов нет шансов на выживание в стенах учебных заведений. Но нет, со временем скандальная тема как-то сама собой забылась и дети по-прежнему безнаказанно сидели в интернете во время уроков.

В России лишь отдельные школы в инициативном порядке запрещают гаджеты. Но вот в Татарстане пошли дальше и во всех школах запретили пользоваться мобильными телефонами. Эту информацию подтвердили в региональном министерстве образования.

«Требование по ограничению применения мобильных устройств в учебных целях объясняется просто. Использование гаджетов с маленьким экраном приводит к повышению нагрузки на органы зрения, в отдельных случаях может спровоцировать нарушение осанки», - сказали в ведомстве.

ПРИСУТСТВУЕТ, НО ОТСУТСТВУЕТ

Сегодня в соцсетях можно заметить, что за гаджеты выступают в основном родители. Против - учителя.

«Моя дочь никогда не ходит в школу без телефона. Я сама установила ей приложение, которое определяет, где находится наш ребенок. Есть и тревожная кнопка. Даже не представляю, что смогу отпустить ее без смартфона на улицу», - пишет мать пятиклассницы из Москвы. Родители заявляют, что вынуждены покупать дорогие смартфоны, так как кнопочный телефон не позволяет устанавливать все приложения, решающие проблему безопасности. Безопасность ребенка — вот основной аргумент многих родителей, выступающих за смартфоны в школе.

А вот мнение педагогов. «Я против смартфонов во время занятий. Дети часто забывают отключать звук - во время урока раздаются то звонки, то вибросигналы. Это отвлекает и учеников, и учителя. Ну а те, кто сидит за последними партами, умудряются с телефона списывать. Я считаю, и на переменах надо обходиться без гаджетов: дети в это время должны отдыхать и готовиться к урокам, а не в стрелялки в телефонах играть», - пишет учитель математики на одном из самарских сайтов.

«Подростки ничего не слышат, ничего не видят, сидят и чатятся в этих телефонах. У них это уже зависимость, на уровне болезни», - сказала журналистам президент Ассоциации учителей английского языка Московской области Ирина Мазирка. Она добавила, что в английском языке есть термин absent - «присутствует, но отсутствует». «Ребенок физически только присутствует, но он не слышит, что говорят, не слышит объяснение», - заключила Мазирка. Впрочем, для большинства родителей такой аргумент показался совсем незначительным.

Наталья Пуртова.

Фото: ADOBE STOCK

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.